Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ахароним



Изображение: 
Ахароним

Ахароним (букв. с иврита — "поздние [авторитеты]") — в иудаизме — термин, обозначающий поздних раввинских авторитетов (см. Рав, Раввин, Раввинистическая литература), в противоположность ришоним — ранним авторитетам. Принято считать, что период ришоним завершается со смертью Йисраэля Иссерлейна (1460; см. Иссерлейн), а период ахароним начинается с кодекса "Шульхан Арух" Йосефа Каро с дополнениями Моше Иссерлеса, т. е. в 1525—1572. Деятельность ахаронимов связана со стремлением найти новые подходы к толкованию Талмуда, новые методы и разворачивается, прежде всего, в Польше и в Восточной Европе в целом. Наиболее выдающиеся из ахаронимы 16—17 вв., оставившие глубокий след в развитии Ѓалахи: Шломо бен Йехиэль Лурия (Маѓаршал; 1510—1573); Бецалель Ашкенази (ум. 1592); Мордехай Яффе (1530—1612); Меир бен Гдалья Люблин (Маѓарам из Люблина; 1558—1616); Шмуэль Элиэзер бен Йеѓуда Эдельс (Маѓарша; 1555—1631); Йешаяѓу бен Авраѓам ѓа-Леви Горовиц (1560—1632; известен как Шла — по начальным буквам его знаменитой книги "Шней Лухот ѓа-Брит" — "Две Срижали Завета"; см. Горовиц); Меир бен Йааков ѓа-Коѓен Шифф (Маѓарам Шифф; 1608—1644); Йоэль бен Шмуэль Сыркес (Бах; ум. 1640); Йом Тов Липман Геллер (1579—1654); Цви Гирш Ашкенази (Хахам Цви; 1660—1718; см. Ашкенази). Труды этих ахаронимов во многом расходились с мнениями Й. Каро, изложенными в "Шульхан Арух". Два комментатора этого свода Ѓалахи — Давид бен Шмуэль ѓа-Леви (Таз; 1586—1667) и Шабтай бен Меир ѓа-Коѓен (Шах; 1621—1663) — развили его и сделали общепринятым.

Среди выдающихся ахаронимов 18 в. — Йонатан Эйбеншюц (1690—1764); Йааков Эмден (1698—1776); Йехезкель бен Йеѓуда ѓа-Леви Ландау (1713—1793); Элияѓу бен Шломо Залман (см.; 1720—1797), или Виленский Гаон (см. Гаон); Шнеур Залман из Ляд (1747—1812), основатель хасидского движения Хабад; Хаим бен Йицхак Воложинер (1749—1821; см. Воложинер).

В 19 в. наиболее известными ахаронимами были Акива бен Моше Эгер (1761—1839), Моше бен Шмуэль Софер (Хатам Софер); Менахем Мендл Шнеерсон из Любавичей; Шломо Ганцфрид (1804—1886), известный своим трудом "Киццур Шульхан Арух" ("Краткий Шульхан Арух"); Нафтали Цви Йеѓуда Берлин из Воложина (Нецив; 1817—1893; см. Берлин); Йицхак Эльханан бен Йисраэль Спектор из Ковно (1817—1896); Йосеф Бер Соловейчик из Воложина (1820—1892); Йехиэль Михаэль Эпштейн (1829—1908), автор "Арох ѓа-Шульхан".

Выдающиеся ахаронимы 20 в.: Хаим бен Йосеф Дов ѓа-Леви Соловейчик (Хаим Брискер; 1853—1918); Йосеф Розин из Рогачева (Рогачовер; 1858—1936); Йисраэль Меир ѓа-Коѓэн (Хафец Хаим; 1853—1933); Хаим Озер Гродзенский (1863—1910; см. Гродзенский); Авраѓам Йицхак ѓа-Коѓен Кук (1865—1935); Авраѓам Йешаяѓу Карелиц (Хазон Иш; 1879—1954), опубликовавший 23 тома галахических постановлений, охватывающих Талмуд и четыре раздела свода "Шульхан Арух" с дополнениями к ним; Йицхак Зеев ѓа-Леви Соловейчик (рабби Велвл; 1886—1959); Йосеф Дов ѓа-Леви Соловейчик (1903—1993), один из лидеров ортодоксального еврейства в 20 в.

Г. В. Синило




Теги: ,

<