Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ал-Асма ал-Хусна



Изображение: 
Ал-Асма ал-Хусна

ал-АСМА ал-ХУСНА (араб. "прекрасные имена") — в исламе имена-эпитеты, которыми Коран приказывает называть Аллаха: "У Аллаха прекрасные имена, зовите Его по ним и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах"; "Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена". Как отмечал М. Б. Пиотровский, имен этих — 99. Они занимают важное место в мусульманском богословии, т. к. наглядно описывают основные качества Аллаха. Опираясь на них, богословы Средневековья обсуждали проблемы атрибутов Аллаха, вечности Его свойств и признаков, иерархии Его качеств. Им посвящались специальные главы всех основных богословских сочинений. Ал-асма ал-хусна являются элементом молитвы в мусульманском ритуале. Суфии широко используют эти имена в зикрах (зикр — поминание как прославление имени Бога.), рассматривая их как свод идеальных качеств Божества и идеалов-ориентиров на пути человека к совершенству. Проявлением благочестия считается как можно чаще упоминать Аллаха и Его имена. Их числу кратно количество бусин на стандартных мусульманских четках. ал-асма ал-хусна используются в мусульманской магии как талисманы и в этом качестве попадают даже в немусульманские тексты. В мусульманской богословской литературе имеется большое количество трактатов, толкующих имена Аллаха, их списки входят в большинство молитвенных сборников. Они являются элементом одной из наиболее распространенных моделей мусульманского имени: "раб Аллаха". В Коране содержится только краткий список "прекрасных имен Аллаха" (59:22—24): ар-Рахман, ар-Рахим, ал-Малик, ал-Куддус, ас-Салам, ал-Мумин, ал-Мухаймин, ал-Азиз, ал-Джаббар, ал-Мутакаббир, ал-Халик, ал-Бари, ал-Мусаввир. Все другие имена восходят к встречающимся в разных местах Корана эпитетам Аллаха и образованы от связываемых с ним глаголов. Список в 99 имен возводится к хадису (предание о словах и деяниях Мухаммада [см.] от Абу Хурайры, в котором Пророк называет цифру 99 и предрекает рай тем, кто повторяет имена Аллаха в молитвах. Далее во многих сводах хадисов (но не во всех) следует список Ал-асма ал-хусна . Список этот, скорее всего, вторичен, да и сам хадис не производит впечатления современного Мухаммаду. Список, видимо, сложился ок. 9—10 вв., но точных данных об этом нет.

Список от Абу Хурайры не является канонизацией 99 имен. Существует несколько вариантов списка Ал-асма ал-хусна  Согласно одному из них, имя "Аллах" входит в состав 99 имен. В этом случае качество единичности передается одним из двух терминов: ал-Ахад или ал-Вахид (первый — чаще в сборниках хадисов и в быту, второй — в специальных сочинениях, например у ал-Газали и у ал-Иджи). Другой вариант содержит и ал-Ахад, и ал-Вахид, а Аллах в нем — сотое имя.

Список ал-Асма. ал-Хусна, согласно ал-Газали и ал-Иджи, выглядит так: Аллах, ар-Рахман (Милостивый), ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Куддус (Священный), ас-Салам (Мирный), ал-Мумин (Верный), ал-Мухаймин (Охраняющий), ал-Азиз (Могучий), ал-Джаббар (Могущественный), ал-Мутакаббир (Превосходящий), ал-Халик (Творец), ал-Бари (Создатель), ал-Мусаввир (Образователь), ал-Гаффар (Прощающий), ал-Каххар (Господствующий), ал-Ваххаб (Дарующий), ар-Раззак (Дающий блага), ал-Фаттах (Победитель), ал-Алим (Знающий), ал-Кабид (Сжимающий), ал-Басит (Расстилающий), ал-Хафид (Унижающий), ар-Рафи (Возвышающий), ал-Муизз (Дающий силу), ал-Музилл (Принижающий), ас-Сами (Слышащий), ал-Басир (Видящий), ал-Хакам (Судья), ал-Адл (Справедливый), ал-Латиф (Добрый), ал-Хабир (Осведомленный), ал-Халим (Кроткий), ал-Азим (Великий), ал-Гафур (Всепрощающий), аш-Шакур (Благодарный), ал-Али (Высокий), ал-Кабир (Большой), ал-Хафиз (Хранящий), ал-Мукит (Распоряжающийся), ал-Хасиб (Считающий), ал-Джалил (Великий), ал-Карим (Щедрый), ар-Ракиб (Следящий), ал-Муджиб (Отзывчивый), ал-Васи (Вездесущий), ал-Хаким (Мудрый), ал-Вадуд (Любящий), ал-Маджид (Славный), ал-Баис (Воскрешающий), аш-Шахид (Свидетель), ал-Хакк (Истина), ал-Вакил (Опекающий), ал-Кави (Сильный), ал-Матин (Прочный), ал-Вали (Друг), ал-Хамид (Славный), ал-Мухси (Учитывающий), ал-Мубди (Начинающий), ал-Муид (Возвращающий), ал-Мухйи (Оживляющий), ал-Мумит (Умерщвляющий), ал-Хайй (Вечно живущий), ал-Каййум (Сущий), ал-Ваджид (Богатый), ал-Маджид (Благородный), ал-Ахад (Единственный), ас-Самад (Вечный), ал-Кадир (Могущий), ал-Муктадир (Всемогущий), ал-Мукаддим (Выдвигающий вперед), ал-Муаххир (Отодвигающий), ал-Аввал (Первый), ал-Ахир (Последний), аз-Захир (Видимый), ал-Батин (Скрытый), ал-Вали (Правящий), ал-Мутаали (Высочайший), ал-Барр (Благостный), ат-Тавваб (Приемлющий покаяние), ал-Мунтаким (Мстящий), ал-Афу (Прощающий), ар-Рауф (Мягкий), Малик ал-Мулк (Царь царства), Зу-л-джалал ва-л-икрам (Обладатель величия и щедрости), ал-Муксит (Справедливый), ал-Джами (Собирающий), ал-Гани (Богатый), ал-Мугни (Обогащающий), ал-Мани (Защищающий), ад-Дарр (Вредящий), ан-Нафи (Благоволящий), ан-Нур (Свет), ал-Хади (Ведущий верным путем), ал-Бади (Изобретающий), ал-Баки (Вечный), ал-Варис (Наследник), ар-Рашид (Правильный), ас-Сабур (Терпеливый). (Переводы имен достаточно условны, т. к. существуют различные толкования нюансов значения каждого из них.)

В быту широко употребляются восходящие к Корану и к кораническим словам и корням имена Аллаха, отсутствующие в списке от Абу Хурайры. Это такие распространенные в молитвах и в составе теофорных имен ал-Асма. ал-Хусна., как Рабб (Господь), ал-Муним (Дающий благополучие), ал-Мути (Дающий), ас-Садик (Искренний), ас-Саттар (Оберегающий). В разных сборниках хадисов встречаются и иные списки, варьирующие некоторые из имен и включающие или исключающие из числа 99 имя "Аллах".

Среди сторонников суфизма распространено мнение о существовании главного, величайшего Божественного имени, известного лишь пророкам. Оно было якобы обозначено в составе имен Аллаха в трех конкретных фрагментах Корана, являясь тем самым одним из четырех: Аллах, ал-Хайй, ал-Каййум, Хувва.

Среди ал-Асма ал-Хусна. выделяют категорию "исм аз-зат", обозначающую Божественную сущность (Аллах, Хувва), отличную от Божественных свойств, которые обозначаются другими именами. Среди последних различаются категория "исм джалали" (означает свойства силы, могущества, власти, напр. ал-Кабир, ал-Хаким) и категория "исм джамали" (означает свойства милосердия и сострадания, напр. ар-Рахман, ар-Рахим, ас-Сами).




Теги: ,

<