Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Аллах



Изображение: 
Аллах

Аллах (от араб. "этот Бог", в значении "истинный Бог") — в исламеимя БогАллах До ислама Аллах — одно из высших божеств аравийского (в частности, мекканского) пантеон Аллаха.  Аллах в исламе — единый и единственный Бог, Творец мира и Господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланникАллах Кратчайший символ веры ислама гласит: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!" По мусульманским представлениям, Коран — прямая речь Аллаха, непосредственно или через ангелов обращенная к Мухаммаду. Аллах мусульман в принципе идентичен Богу иудеев и христиан.

Согласно анализу М. Б. Пиотровского, образ Аллаха— стержень всей коранической проповеди; в основных своих чертах он неизменен как в мекканский, так и в мединский периоды, хотя акценты на разные черты Аллаха в разные периоды различны. Единственность и внутреннее единство Аллаха— одна из главных тем Корана. Вера в Аллах противопоставляется многобожному язычеству. Он один, единственный, у Него не может быть никаких "сотоварищей". "Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один", — гласит Коран. В Коране также постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллах Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без Его воли и Его знания об этом. Он властвует надо всем и опекает Свои творения. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинять себя Ему (ислам), быть покорными Аллаху, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и на Его волю и милость всегда полагаться. Многократно в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он — единственный Творец, создавший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам) для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов Корана—наказание, которое Аллах обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать Его посланников и вели себя неблагочестиво. Аллах время от времени избирает из людей Своих пророков и посланников, призванных нести весть об Аллахе людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммад. В угодное Себе время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к Себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джаханнам) или блаженством в раю (ал-джанна). Образ суда Аллаха и Его наказаний неверных составляет значительную часть первых проповедей Мухаммада. Аллах многократно проявлял и проявляет Себя людям в Своих творениях. Все существующее на свете — это чудо, сотворенное Аллахом, это — Его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес Аллах объявляет и собственно Коран. Ряд айатов (см. Айа) Корана, противоречиво или слишком конкретно описывающих Аллаха, вызывал многочисленные споры среди мусульман, а также использовался немусульманами в антиисламской полемике. Однако с точки зрения мусульманских богословов (и здесь они безусловно едины) эти айаты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле являются взаимодополняющими, хотя и контрастирующими друг с другом элементами, описывающими суть взаимоотношений Аллаха и человека, а также природу самого Аллаха.  В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по Его решению и приказу. Одновременно всячески подчеркивается, что человек лично ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, и что на финальном суде Аллах каждый из людей получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами, где об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела как у человека (руки, лицо, глаза) и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т. д.). Учение об Аллахе стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха — главным догматом ислама, в соответствии с которым должна быть в конечном счете приведена вся жизнь мусульманина (в пределе — и всего мира. ). Различные аспекты природы Аллах обсуждались и разъяснялись в разнообразных специальных богословских сочинениях. Две главные проблемы — сущность природы Аллах и природа Его деяний. Большое внимание уделялось роли разума в познании Божества, но главные дискуссии на протяжении 8—12 вв. вызывала проблема качеств (атрибутов) Аллах и их соотношения с Его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений. Другие течения 8—9 вв. стремились очистить ислам от элементов, казавшихся им отклонениями от чистого единобожия, и отрицали существование у Аллаха качеств или толковали их символически. С 9—10 вв. распространились представления о реальном существовании у Аллаха свойств, неразрывно связанных и слитых с Его Божественной сущностью; иногда их понимали как "состояния" этой сущности одновременно и существующие, и не-существующие. В связи с Божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества "имена" Аллах (см. ал-Асма ал-Хусна) и списки качеств Аллах, подразделявшие их на разные категории. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств Аллаха, как "видимость" (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и "речь". С вопросом о сотворенности или несотворенности "речи Аллаха" связан один из важных богословских споров 8—10 вв. — о сотворенности или несотворенности Корана. Одной из форм дискуссии о качествах Аллаха было обсуждение возможных толкований (или отказа от толкования) "антропоморфических" выражений в Коране. Проблема "деяний" Аллаха — это, прежде всего, решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния Аллаха людям за их поступки с Его всемогуществом и творением Им всех человеческих поступков. Мусульманское богословие, по существу, зародилось в конце 7—8 вв. с обсуждения этих вопросов. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из текстов Корана.  Некоторые богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В 10—12 вв. сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость всякого поступка человека от воли Божества с конкретными действиями человека по осуществлению этого поступка через "выбор", "приобретение", "способность к его совершению" и т. д., т. е. через понимание зависимой, или "вынужденной", свободы человеческих поступков. Многие аспекты проблемы связи между Аллахом и людьми нашли развитие в шиитских воззрениях шиизма на имамат. В суфизме проблема природы Аллаха стала рассматриваться как проблема пути познания Божества, постижения Его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию "таухида" (религиозного монизма, монотеизма) в сердце человека посредством любви, упования во всем на Аллаха и аскетизма.  Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и Аллах предполагают нисхождение Аллаха в сердце мистика и растворение человека в Божественной сущности.

 




Теги: , ,

Аллах, Что такое Аллах
<