Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Амеша Спента



Изображение: 
Амеша Спента

Семь бессмертных святых в зороастризме. Выполняют функцию посредников между Духом святости Спента Манью и человечеством в проблемах нравственного выбора. Воху Мана (Благая мысль) Аша Вахишта (Наилучший распорядок) Хшатра Варья (Прочная власть) Спента Армайти (Святое благочестие) Хаурватат (Целостность) Амертат (Бессмертие)

Другие определения Амеша Спента

Амеша Спента (авест., "бессмертные святые"), Амшаспбнд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие ("Ясна" 21, 1-2 и 39, 3) - мужского и женского, третьи ("Ясна" 51, 22) только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента. часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона (см. в ст. Индоевропейская мифология), В состав Амеша Спента Входили: Спента Майнью ("святой дух"), творческая ипостась Ахурамазды; Boxу Мана ("благая мысль"); Аша Вахишта ("истина"); Хшатра Вайрья ("власть", с оттенком значения "царство божие"); Армайти (Арматай, "благочестие"); Аурват (Хаурватат, "целостность", как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат ("обессмертие").
До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н.э. Феопомпу). Амеша Спента считали также покровителями священных стихий и животных: Boxy Мана - покровитель скота, Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Армайти - земли, Аурват - воды, Амертат - растений. Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из Амеша Спента в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений Амеша Спента пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из Амеша Спента в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Boxy Мана - белый или жёлтый жасмин, Армайти - ползучую мускусную розу, Аурват - лилию и т.д. ("Бундахишн" 27, 24).

Лит.: Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeutung, Wien, 1916; Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congrйs International des orientalistes. Rйsumйs des communications, Nogeut sur Marne, 1973.

Л. А. Лелеков

Семь божеств Амеша Спента:

Амеша Спента

 




Теги: ,

<