Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ангро-Майнью



Изображение: 
Ангро-Майнью

Ангро-Майнью, в древнеиранской и зороастрийской мифологии глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды, сопровождаемый свитой злых духов. Он породил чародейство, грехи, колдовство, зиму, смерть, ядовитых змей и насекомых, болезни, старость и погубил первого человека Гайомарта. Обычно бог действовал не сам, а через подчиненных ему демонических сил — дэвов. Именно из-за его черных деяний мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла.

Ангра-Майнья - темное начало в иранской мифологии. Глава темных, злых сил.От него пошло все нечистое и греховное: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зима, пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни и т.д. Ангра-Майнья олицетворение зла, лжи нечистоты. Это он расколол единый мир на два начала: доброе и злое. Ангру-Майнья насылал на людей 9999 болезней и смерть, а их лечение этих людей рассматривали, как изгнание злый сил. Ангру-Майнья был противником Ахурамазды. Ангро-Майнья будучи выражением зла и всего отрицательного, приносит людям старость, болезни, греховные помыслы.
В «Гатах» собственно Ангро-Манью не упоминается: там дух зла и дух добра (Спента Майнью — «святой дух») — близнецы (ср. Близнечные мифы), избравшие соответственно пути злодеяний и праведности (30; ср. учение Заратуштры о свободе выбора каждого человека между добром и злом). В «Младшей Авесте» Ангро-Манью — «князь тьмы» со свитой злых духов, последовательно противопоставляющий каждому благому творению Ахурамазды своё отрицательное: он породил всякие прегрешения, чародейство, колдовство, зиму, смерть, болезни, старость, ядовитых пресмыкающихся и насекомых, погубил первочеловека Гайомарта,растения и т. п. Как правило, он действовал не сам, а через посредство подчинённых ему демонических сил — дэвов. Его усилиями мир оказался разделённым на два противостоящих лагеря добра и зла (о дуализме см. в ст. Иранская мифология}. Обобщённое обозначение чёрных деяний Ангро-Маньи в «Авесте» термином «не-жизнь» иногда воспринималось поздними комментаторами как признак иллюзорности, нереальности Ангро-Манью. Все движущие силы зла (как и силы добра, Ахурамазда) вообще понимались в «Авесте» духовно; считалось, что у них не может быть телесной оболочки. Таковая допускалась только для творений духа зла, но не для него самого. Непоследовательность в трактовке образа Ангро-Манью усугублялась тем, что на спекулятивно-теоретическую основу постоянно наслаивались новые толкования и верования. Их обилие выразилось и во множественности мнений о конечной судьбе Ангро-Манью «Денкарт» не считали возможным полное исчезновение фигуры Ангро-Манью как одного из творцов миропорядка и полюсов бытия. Авторы «Бундахишна», наоборот, предрекали окончательное уничтожение Ангро-Манью.
Ангро-Майнью в других словарях:

* АНХРА-МАЙНЬЮ — , в зороастризме божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды. … (Современная энциклопедия)
* АНХРА-МАЙНЬЮ — - в зороастризме главное злое божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды.… (Большой Энциклопедический словарь)
* Анхра-Майнью — (в Авесте Ангро-майнью, др.-иран. Ахраманью злой или враждебный дух, среднеперсидский Ахриман, у греческих авторов Ареиманиос, Ариман и др.) в древнеиранских дуалистических религиях, в Зороастризме, у парсов (См. Парсы) глава злых божеств и… (Большая советская энциклопедия)
* Анхра-Майнью — в зороастризме главное злое божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды.… (Энциклопедический словарь)
* АНХРА-МАЙНЬЮ — (греч. Ариман ('Arima)) в религ. системах Др. Ирана и Ср. Азии (маздеизме и зороастризме) злой бог, ведущий бесконечную борьбу с добрым богом Ахурамаздой, покровительствующий диким зверям и воинственным кочевникам, враг земледелия и оседлой… (Советская историческая энциклопедия)

 




Теги: ,

<