Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Араньяки



Изображение: 
Араньяки

Араньяки [cанскр. - лесной], группа древнеинд. свящ. текстов, входящих в корпус ведийской лит-ры (см. Веды). По времени создания, очевидно, следуют за брахманами, т. к. содержат материал из брахман, продолжают их или включаются в них. А. традиционно соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался благочестивым размышлениям. Каждая А., как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Напр., к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в к-рой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»). По содержанию А., как и брахманы, раскрывают космологический символизм ведийского жертвенного ритуала. Наряду с толкованием его деталей в А. все чаще появляются богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия и познания Божественного начала. Появляется в А. и представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним», т. е. чисто духовной практикой (напр., учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»). Позднее наряду с А. важнейшими свящ. книгами для лесных отшельников становятся упанишады, в к-рых наиболее полно реализуются мистические тенденции, наметившиеся в А. Древние упанишады входят в состав А., сохраняя их названия. Так, «Брихадараньяка-упанишада» представляет собой последние 6 глав «Брихад-араньяки» в конце «Шатапатха-брахманы», а «Айтарея-упанишада» внедрена в «Айтарея-араньяку», образуя 4-7-ю главы ее 2-й книги.




Теги: ,

<