Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Эсхатология в вере бахаи



Изображение: 
Эсхатология в вере бахаи

Вера бахаи (от араб. «бахa» – слава, блеск) – семитско-арийская религия, возникшая в Иране в середине XIX века. Представляет собой органическое единство двух религиозных феноменов: баби (1844, основатель – сейид Али-Мухаммад Ширази (1819 – 1850), известный как Баб (араб. «врата»)) и собственно бахаи (1863, основатель – мирза Хусейн Али-и-Нури (1817 – 1892), известный как Бахаулла (араб. «Слава Божья»)). Вера бахаи насчитывает, по разным оценкам, от 6 до 8 миллионов последователей, широко распространена географически и динамично развивается.
После смерти Бахауллы движение бахаи, согласно завещанию его основателя, возглавил Аббас Эффенди (известный как Абдул-Баха, что значит «Слуга Баха»), занимавшийся толкованием писаний бахаи и распространением этого религиозного учения до своей смерти в 1921 году. Затем лидером веры бахаи стал внук Абдул-Баха Шоги Эффенди Раббани, имеющий у бахаи статус Толкователя и Хранителя Веры. С его смертью линия толкователей писаний оборвалась, руководство мировым сообществом бахаи перешло к Всемирному Дому Справедливости, законодательному органу администрации бахаи из 9 человек.
Центральной идеей веры бахаи, находящей выражение в концепции Вечного Завета, является единство Бога, человечества и религий. Явителями Бога (великими пророками) бахаи считают Авраама, Моисея, Кришну, Зороастра, Иисуса Христа, Будду, Мухаммада, Баба и Бахауллу. В число основных принципов вероучения входит также относительность религиозной истины, равенство мужчин и женщин, необходимость всеобщего образования, вспомогательного языка, устранения крайних форм бедности и богатства.
Основные священные тексты бахаи – «Бейян-аль-акк» («Изложение истины») Баба, «Китаб-и-Агдас» («Наисвятая книга»), «Китаб-и-Иган» («Книга несомненности») Бахауллы (всего более ста текстов). История веры бахаи тесно связана со странами постсоветского пространства, поскольку сюда данная религия проникает уже во второй половине XIX века.
Вера бахаи возникает в исламской среде шиитского направления, однако является самостоятельным религиозным движением.
Бабизм может рассматриваться как изначально мусульманская ересь, предлагающая определенную интерпретацию исламской эсхатологии. При этом совершается настолько кардинальная ревизия доктрины ислама, что бабизм сложно определить как вариант модернизации или реформирования ислама.
Питер Людвиг Бергер в своей диссертации о бахаи, а именно в параграфе «Исторический контекст» [10] выделяет в качестве основы для возникновения феномена баби хилиастические и гностические мотивы, широко распространенные в Персии в середине XIX столетия.
Например, идею единства религий в вере бахаи в контексте подхода П. Бергера можно рассматривать как происходящую от гностицизма и неоплатонизма, в частности, от концепции эманаций Плотина. Известно, что неоплатонизм оказал значительное влияние на арабскую философию, в том числе на школу исмаилитов.
У исмаилитов скрытый имам Махди понимается как ближайшее воплощение Бога (своеобразная «эманация мирового разума»). Также для этой школы характерно аллегорическое толкование Корана и интерес к нумерологии, что в дальнейшем можно будет обнаружить у баби и бахаи. Исмаилитом был шейх Ахмад-и-Ахаси, основавший школу шейхитов. Его последователь перс Казим-и-Рашти основал учебное заведение, которое посещал Баб (однако спорен вопрос о том, что он в этой школе учился).
Также неоплатоническое влияние можно усматривать в суфизме и средневековых исламских ересях, которые, в свою очередь, могли, по мнению некоторых бахаиведов, например А. В. Мыртененко, оказать влияние на Баба и Бахауллу (идеями мистицизма, цикличности), особенно в период ухода Бахауллы в пустыню Сулеймания, когда основатель бахаизма общался, в основном, с отшельниками-мистиками [5, с. 159-160].
В исламе шиизм в отношении концепции Махди (мессии, скрытого двенадцатого имама), обещанного Каима (один из эпитетов имама Махди) имеет более развитую эсхатологию, нежели суннизм. Естественно, что в период социально-политического и экономического кризиса возникает значительное число движений на основе данных мотивов. Также распространены в исламской эсхатологии идеи о «возвращении» Мухаммада, имама Али и мученика Хусейна. Последнее стало одним из аргументов эсхатологии бахаи, поскольку Бахауллу звали Хусейн-Али.
После казни Баба в 1850 году баби остались без харизматического лидера. Однако сам Баб утверждал о том, что вскоре после него появится новый пророк. Этим посланником Бога провозгласил себя Бахаулла. Часть бабидов отказалась признать его «Тем, Кого явит Бог» и последовала за братом Бахауллы мирзой Яхья (известном как Субх-и-Азаль, то есть «Утро Вечности»). Таким образом, в 1863 году происходит раскол бабидов на азали (последователей Субх-и-Азаля, которые сами себя называли «меллят аль-бейян», то есть «народ Бейяна») и бахаи («ахль аль-баха», то есть «люди Баха», последователи Бахауллы), а феномен баби прекращает свое историческое существование, органично дополнившись периодом собственно бахаи.
Мирза Яхья не обладал, как отмечает А. В. Мартыненко, «ни религиозной убежденностью Баба, ни организаторским талантом Бахауллы» [5, с. 161]. Раскол баби был в том числе связан с интерпретацией эсхатологических фрагментов учения Баба, в частности, с преемственностью в лидерстве в движении и определением грядущего великого пророка, о котором говорил Баб. Период от Баба до «Того, кого явит Бог» баби считали по системе абджад (которую условно можно назвать нумерологической). Однако азали пришли к цифре 1511 лет или 2001 год после Баба (то есть 3355 или 3845 год по григорианскому календарю), а Бахаулла – 19 лет (то есть 1863 год по григорианскому календарю).
В духе идеи о единстве религий бахаи интерпретируют эсхатологические идеи практически всех религиозных традиций как подтверждающие пророческую миссию Баба и Бахауллы.
Яркий пример исследователя-христианина, ставшего в результате своих изысканий бахаи, – имеющий в бахаизме статус Десницы Дела Божьего Уильям Сирз. В своей книге «Как тать ночью. Дело о так и не наступившем пришествии» [См.: 8] он дал интерпретацию различным историческим фактам и эсхатологическим идеям, прежде всего, библейским. В качестве примеров можно рассмотреть следующие характерные интерпретации, которые приведем в таблице:

Исторические факты, эсхатологические идеи Интерпретация Сирза
«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 27) 24 мая 1844 года (через день после объявления Бабом себя Махди) изобретатель телеграфа С. Морзе послал первую в истории телеграмму («молнию») с текстом из Книги Чисел «Вот что творит Бог!»
Прейдет время язычников, которые попирали святой город сорок два месяца, и евреи вернутся в Израиль (Палестину) (Откр. 11) 21 марта 1844 года Турция подписала Эдикт о веротерпимости, позволяющий евреям возвращаться в Израиль; 42 месяца (1260) дней по принципу «день за год» указывают на 1260 год хиджры (т.е. 1844 от Р.Х.).
Евангелие будут проповедовать по всей земле (Мф. 24) В 1842 году открыта миссионерская деятельность в Китае, Ливингстон решает исследовать земли в глубине африканского континента; в 1844 году Алленом Гарднером основана Южноамериканская миссия, и евангельская проповедь охватывает все точки земного шара
Мерзость запустения, реченная Даниилом (Дан. 8-12)
Интерпретация в целом аналогична той, которую дал Уильям Миллер, основавший в 1844 году адвентизм, придя в своих расчетах второго пришествия Христа к этому году
«услышите о войнах и о военных слухах… Тогда и увидят Сына Человеческого, грядущего…» (Мф. 24:6) Значительное количество войн XIX века (крымская, франко-прусская, русско-турецкая, гражданская в США, англо-китайская, бурская, испанско-американская, турецко-греческая, китайско-японская, мятеж сипаев и др.)
«И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр. 15) Час, день, месяц и год (по принципу «день за год» – 391 год) от падения Константинополя в 1453 г. говорят о пришествии Христа в 1844 году.
Михаил, князь Персии, восстанет за сынов народа Господня и спасет их в час, когда будут распечатаны Книги (Дан. 12:1) Персы Баб и Бахаулла снимают «печати» с предыдущих писаний.
В 1844 году Ф. Бессель выдвинул подтвердившуюся гипотезу, что Сириус является двойной звездой
В 1844 году впервые возникает религия, имеющая двух основателей – Баба и Бахауллу.
«Воистину, в году шестидесятом Дело Его откроется людям и Имя Его будут возглашать повсюду» (имам Джафар) [8, с. 41] 1260 год хиджры = 1844 год от Р.Х.
Иисус Христос «грядет во славе» (Ис. 40:50) Бахаулла значит «Слава Бога»
Мессия направится в Вавилон и там открыто заявит о своей Миссии (Мих. 4:10) Согласно учению бахаи, Бахаулла получил откровение в 1852 году в Иране, однако заявил о себе как посланнике Бога только в 1863 в Багдаде (современное название Вавилона)

Уильям Сирз и другие бахаи рассматривают несколько десятков подобных фактов и событий, связанных с 1844 годом или близких к нему, дают интерпретацию эсхатогических фрагментов священных текстов различных религий, выдвигая тезис о том, что все они говорят в пользу Баба и Бахауллы.
Например, известный мусульманский ученый Харун Яхья в своей книге «Чудо Корана» считает математическим феноменом центрального текста ислама «особое указание на число 19, сокрытое в зашифрованном виде целом ряде определенных аятов» (например, «Над ним есть число девятнадцать» в суре «Плащом укрытый»), однако «высший смысл числа 19 еще не открыт познанию человечества» [11, с. 192] .
Менее развиты, однако существуют в рамках апологетики бахаи апелляции к неавраамическим религиям. Ссылаясь на книгу христианского священника, преподобного Джона Камминга «Тяжкое испытание», которая повествует о последних временах, У. Сирз приводит пророчество Зороастра о Мессии. Оно гласит, что этот Посланник Божий придет из земли Нур в Персии, родины основателя веры бахаи (имя Бахауллы Хусейн Али-и-Нури указывает на происхождение из этой провинции Ирана). Один из парсов, принявший бахаизм, обратился к Абдул-Баха за толкованием одного из зороастрийских пророчеств. Сын Бахауллы, используя традиционный принцип «день за год», ответил:
«Ты пишешь, что в священных книгах последователей Зороастра написано, что в последние дни в трех независимых Законоцарствиях солнце должно будет стоять неподвижно. Предсказано, что в первом Законоцарствии солнце останется неподвижным на десять дней; во втором — вдвое дольше; в третьем — не меньше, чем на целый месяц. Толкование сего пророчества следующее: первое упомянутое в нем Законоцарствие — это Законоцарствие Мухаммада, во время которого Солнце Истины стояло неподвижно десять дней. Каждый день здесь соответствует столетию. Законоцарствие Мухаммада, поэтому, должно было продолжаться не менее тысячи лет, что точно соответствует времени, прошедшему от заката Звезды имамата до пришествия нового Законоцарствия, возвещенного Бабом. Второе Законоцарствие, упомянутое в этом пророчестве, — начатое Самим Бабом, которое началось в 1260 году Хиджры и подошло к концу в 1280 году. Что же до третьего Законоцарствия, — Откровения, возвещенного Бахауллой, — так как Солнце Истины в час достижения сей точки сияло в полноте своего полуденного блеска, его продолжительность определена в целый месяц, что является максимальным временем, за которое солнце проходит знак зодиака. Из этого ты можешь представить длительность цикла бахаи, — цикла, который охватит промежуток времени, по меньшей мере, в пятьсот тысяч лет» [4, 6:15].
Шоги Эффенди по этому вопросу высказал следующие комментарии: «Тем не менее, по прошествии 500 000 лет появится Пророк, равный Ему по величию, но мы не можем сказать определенно, что Его Откровение будет междупланетным. Мы только можем сказать, что подобное возможно. Что Бахаулла имел в виду, говоря о Его появлении в «других мирах», Он не уточнял, поскольку мы не можем представить их себе в нашем нынешнем состоянии; поэтому Он не высказался определенно, а мы не можем сказать: имел Он в виду другие планеты, или нет» [См.: 5].
И далее: «Абдул-Баха не дал объяснений относительно продолжительности Цикла бахаи в 500 000 лет. Индивидуальные верующие вольны сами вырабатывать те объяснения, которые они желают, если они не навязывают своих взглядов другим» [7, №1566].
«Относительно … продолжительности Законоцарствия бахаи. Нет противоречия между утверждением Бахауллы в Иган про обновление Града Божиего каждые 1000 лет и утверждением Хранителя в «Законоцарствии …» о том, что Цикл бахаи будет длиться как минимум 500 000 лет. Причина кажущихся противоречий — в смешении терминов «цикл» и «Законоцарствие». В то время как Законоцарствие Бахауллы будет длиться по меньшей мере одну тысячу лет, Его цикл будет длиться по меньшей мере 500 000 лет» [7, №1565].
И «после Бахауллы, несомненно, появится много Пророков, но все Они будут под Его тенью. Хотя Они могут отменять законы Законоцарствия, в соответствии с нуждами и требованиями времени, в котором Они появятся, Они, тем не менее, черпают Их духовную силу из этого могучего Откровения» [7, №1561].
«Цикл бахаи … включает в себя не только Пророков, которые появятся после Бахауллы, но и всех тех, Кто предшествовал Ему, начиная с Самого Адама. Они должны, воистину, рассматриваться как составляющие предварительные стадии, ведущие постепенно к появлению этого величайшего Богоявления» [6, с. 16].
Известно, что иранские зороастрийцы активно становились бахаи, полагая, что их мессия (шах Бахрам, спаситель человечества Сосиош, или Саошьянт) пришел.
Подобным образом бахаи ассоциируют с Бахауллой как «пятого Будду», так и «десятую аватару Кришны».
Итак, бахаи рассматривают Баба и Бахауллу как обещанных спасителей всех религий. Соответственно, «судный день», «апокалипсис», по представлениям бахаи, уже свершились и начался этап построения «нового мирового порядка», «новой цивилизации» на основе принципов духовности.
Пользуясь схемой структуры религии, предложенной Х. Хоффманном [9, с. 19], в эсхатологии веры бахаи можно выделить три аспекта: теория Бога (теоэсхатология), теория мира (космоэсхатология) и теория человека (антропоэсхатология).
Согласно теоэсхатологии веры бахаи, Бог – трансцендентальный Творец всего существующего. Соответственно, он является вечным и неизменным, поэтому не может умереть в будущем, как, например, некоторые боги в язычестве. Согласно бахаистской концепции Вечного Завета, Бог на протяжении всей истории общался с человечеством с помощью своих Явителей. Из логики вероучения бахаи вытекает предположение, что этот процесс общения вечен.
В космоэсхатологии бахаизма следует обратить внимание на один аспект, а именно учение о множественности миров и жизни вне планеты Земля. Так, согласно вере бахаи, душа зарождается в неких Божьих мирах, в которые возвращается после смерти человека. Знания людей об этих иных мирах и плоскостях существования крайне ограничены для их же блага. В текстах Бахауллы содержатся недвусмысленные указания на существование жизни на неких иных планетах: «Знай, что у всякой неподвижной звезды есть свои планеты и на каждой планете есть свои создания, исчислить кои не в силах ни один человек» [3, LXXXII]. Среди бахаи можно в данном контексте встретить утверждение, что следующее после Бахауллы Богоявление может быть межпланетным.
Антропоэсхатология бахаизма не имеет единого, специально посвященного данной теме источника, и содержится в различных священных текстах бахаи. Наиболее интересен и информативен в данном контексте источник апологетического характера, созданный Бахауллой – Китаб-и-Иган («Книга Несомненности») [См.: 2]. Данный текст, написанный на персидском языке, содержит интерпретацию эсхатологических идей христианства и ислама.
Эсхатология бахаи основывается на концепции Большого Завета и связана с учением о «величайшей всемирной цивилизации» («золотого века», «царства Божьего на земле»). Центральная идея этой концепции – вечное общение Бога с человечеством через своих посланников (Явителей) через определенные промежутки времени («примерно» 1000 лет). В вере бахаи религиозная истина признается относительной. Касается это, прежде всего, социально-экономических аспектов вероучения. Таким образом, бахаи утверждают, что учение Бахауллы не является окончательным и последним, и человечество ожидает еще, как минимум, один Явитель в будущем.
Следует отметить, что в целом понятие «эсхатология» в отношении веры бахаи применимо только в широком смысле, для обозначения представлений о будущем человечества. В религиозном аспекте они касаются «будущего Явителя». В частности, говорится о том, что он появится не ранее, чем через тысячу лет после Откровения Бахауллы:
«Если кто-либо притязает на прямое Откровение от Бога до истечения полной тысячи лет, — таковой, без сомнения, есть лжец и самозванец» [1, с. 40 (стих 37)].
В работах Абдул-Баха содержатся следующие высказывания о религиозном будущем человечества (о цикле Бахауллы, начавшегося с возникновения бахаизма, в то время как предыдущий, так называемый Адамический цикл пророков, закончился на «печати пророков» Мухаммаде. Баба бахаи рассматривают как своеобразное переходное Богоявление в контексте данных циклов.
«Всякий человек, который до истечения тысячи лет (тысяча лет по общепринятому летоисчислению в привычном понимании, не требующему особых толкований) объявит, что он получил Откровение непосредственно от Бога, даже если он и явит какие-то знамения, будет, без сомнения, обманщиком и самозванцем.
Это не относится к Вселенскому Явителю, ибо в Священном Писании ясно сказано, что не столетия, а тысячелетия должны пройти, прежде чем вновь придет Явитель, подобный Тому, Кто явлен ныне.
Возможно, однако, что по истечении одного тысячелетия Богом будут посланы некие Священные Существа, которые принесут в мир Откровение: сие, однако, не будет приходом Вселенского Явителя. Ибо каждый день цикла Благословенной Красоты в действительности равен целому году, а каждый год сего цикла равен тысячелетию.
Взгляни, к примеру, на солнце: его переход от одного знака зодиака к другому происходит в течение короткого срока, но требуется длительный период времени, чтобы оно предстало во всей полноте своего сияния, жара и великолепия, достигнув знака Льва. Оно должно совершить полный круг, пройти через другие созвездия, прежде чем опять войдет под знак Льва, дабы воссиять во всем великолепии своего блеска. В других же положениях его жар и свечение не проявляются в полной мере.
Суть сказанного в том, что до истечения одного тысячелетия никто не может осмелиться произнести хотя бы слово. Если кто отклонится хоть на волосок от указаний Всемирного Дома Справедливости или не будет следовать им, он будет в числе отверженных.
Что же касается продолжительности цикла Благословенной Красоты — эпохи Величайшего Имени — узнай, что цикл этот не ограничен одним или двумя тысячелетиями…
Сказано, что тысячелетний период начинается с Явления Благословенной Красоты и что каждый день его равен тысяче лет; это значит, что цикл Благословенной Красоты охватит собой многие тысячелетия и продлится до неведомого времени» [4, 33:2-8].
Итак, согласно представлениям бахаи, «конец света», «второе пришествие Христа» уже наступили, а человечество вступило в тысячелетнее «царство Божие». Этот период будет характеризоваться кардинальными изменениями во всех сферах общественной жизни. Бахаи позиционируют себя как строителей новой цивилизации на принципах своей религии.
В итоге можно заключить, что вера бахаи, с одной стороны, осуществляет кардинальный пересмотр традиционных интерпретаций эсхатологических идей различных религий, таких как ислам, христианство, зороастризм, полагая, что они свидетельствуют об истинности бахаизма (важнейший элемент этой интерпретации – то, что «Судный день», «второе пришествие Христа» уже наступили), а с другой стороны, имеет собственную эсхатологию (в широком смысле слова), связанную с идеей «золотого века», исторического цикла Бахауллы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Бахаулла. Китаб-и-Агдас. – СПб., 1992. – 320 с.
2. Бахаулла. Китаб-и-Иган. – СПб., 2000. – 216 с.
3. Бахаулла. Крупицы // bahai-library.com/russian/bha/gleanings.html
4. Избранное из Писаний Абдул-Баха // bahai.ru/library/Abdul-Baha/Selections_from_the_Writings_Abdul-Baha.htm
5. Мартыненко А.В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ). – Ульяновск, 2005. – 400 с.
6. Ризванов П. Завет // bahai.by/essay-savet.pdf
7. Светочи руководства // bahai.ru/library/Compilations/Lights_of_Guidance.html
8. Сирз У. Как тать ночью. Дело о так и не наступившем пришествии. – СПб., 1993. – 352 с.
9. Хоффманн Х. О религии и религиоведении. Севастополь, 2006. – 124 с.
10. Эффенди Ш. Законоцарствие Бахауллы. – СПб., 2004. – 88 с.
11. Яхья Х. Чудо Корана. Научные, исторические и математические феномены. Пер. с турецкого. –М: Издательский дом «Культура Паблишинг», 2005. – 228 с.
12. Peter Ludwig Berger. From Sect to Church: A Sociological Interpretation of the Baha'i Movement. NY, New School for Social Research, 1954. – 194 p.
 

Литвинчук Валерий


Автор: , ,
<