Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Формы религиозных представлений у африканских народов



Изображение: 
Фетиш

Самыми ранними формами традиционных африканских религий были фетишизм, т. е. почитание предметов, наделённых сверхъестественной силой, тотемизм — почитание мифи­ческих предков рода или племени, и анимизм, т. е. вера в души и духов. Они встречаются в религиозных представлениях всех народов мира на ранних этапах человеческой исто­рии.

Фетишизм в Африке

Фетишизм в Африке распространён в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традици­онного африканского искусства (ста­туи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, бараба­ны), всевозможных талисманов и аму­летов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.
Среди многообразия африкан­ских фетишей учёные выделяют не­сколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов: для общин, племён и племенных объ­единений; так называемые обще­народные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.
Семейные и родовые фетиши появились на заре человеческой исто­рии. Такими фетишами были, напри­мер, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменев­шие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплемен­ных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, сло­новьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т. д.
В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке терри­торий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображе­ния животных и людей. Общенарод­ные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и имелись, в частно­сти, у ашанти (Гана) и баганда (Уган­да). История одного из них — так на­зываемого Золотого трона — полна драматизма. О ней некогда говори": весь мир, ей посвящены многие ста­тьи и книги.
К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живу­щими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (бараба­ны). И сегодня они являются непре­менной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной подвижностью, маски же, нао­борот, — своим динамизмом.
Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровожде­нию религиозных шествий, танцев и песнопений. «Они, — пишет французский исследователь Верже, — считается существами, наделёнными ду­шой, личностью. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу лутём приношения даров и жертв... Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сей­час же прерывают... У каждого бараба­на есть свой исполнитель, которому разрешается... играть на нём лишь по­сле особого посвящения и длительно­го обучения».
Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще все­го их получали или покупали у колду­нов, знахарей и прорицателей, кото­рые освящали фетиши и «отвечали» за их действенность. Фетиши должны были помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и дру­гих напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но са­мыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались за­добрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш «изнашивался» или вообще не действовал, его возвраща­ли изготовителю. Иногда «провинив­шиеся» фетиши даже наказывали.
Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не толь­ко для наказания их, но и для побуж­дения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбива­ли в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запом­нит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Ритуальные танцы, Африка

Ритуальные танцы в Африке

Тотемизм в Африке

Тотемизм — ещё одна древняя форма традиционных африканских религий. Тотем (термин заимствован из языка одного из североамериканских пле­мён) — это вид животных или расте­ний, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кров­ных родственников. Тотемы олице­творяли связь человека с живой при­родой. Их смысл хорошо выражают африканские поговорки: «Животное и человек — близнецы», «Позади каждого человека — тотем».
С тотемическими представле­ниями связано особое отношение к различным диким и домашним жи­вотным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня глубоким почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи объявляются неприкосновенными.
Нередко хозяева хижины или дома ставят внутри либо у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в таких случаях часто следует ответ: «Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки лю­дей, поэтому мы не убиваем змей. Зме­ям хорошо — и нам спокойно...».
Следы тотемизма проступают в ушедших или ещё сохраняющихся родовых названиях. Известны роды, носящие имя своего тотема: у йоруба — слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, чере­пахи; у нуэров и динка (Судан) — че­репахи, питона, пчелы; у бушменов и готтентотов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживот­ного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как вери­ли африканцы, имели «собственных духов».
Черты тотемизма обнаруживают­ся в сохранившейся наскальной жи­вописи (изображения людей с голова­ми фантастических животных и т. п. в ритуальных играх и обрядах.

Табу в Африке

Табу — слово полинезийского проис­хождения — означает ритуальный за­прет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на лю­дей, на некоторые их слова и поступ­ки, на их общение с «запретными видами животных, растений, исполь­зование озёр, рек...

Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней ста­дии развития; у некоторых из них табу сохраняются и поныне в видоиз­менённой форме (например, вера в счастливое число и в другие приме­ты). Табу буквально пронизывали повседневную жизнь практически всех народов Африки. К числу «классиче­ских» ранних табу можно отнести строжайшее запрещение охотиться на тотемных животных и употреблять их в пищу, так же как и тотемные растения. У некоторых народов Юго-Вос­точной и Южной Африки (языковая труппа банту) существовали табу на крокодила, льва, быка, голубую анти­лопу. По поверьям некоторых племён их нельзя было не только убивать, есть, но даже смотреть на них.
Были запреты, касающиеся по­хоронных обрядов и вступления в брак. У некоторых народов мужчинам и женщинам одной тотемной группы запрещалось вступать в брак между собой. У народа ашанти женщина по­сле замужества была обязана соблю­дать не только своё родовое табу, но и табу своего мужа. У готтентотов су­ществовало временное табу на обще­ние с близкими умершего.
Страх нарушить табу приводил к поискам защиты от наказания. У ашан­ти был широко распространён культ суман — фетишей, защищавших от злого колдовства или спасавших от смерти, если обладатель фетиша нарушил табу.
Нередко боязнь нарушить табу ме­шала африканцам в критические, переломные моменты их жизни. Во время антиколониального вооружённого вос­стания 1952—1956 гг. в Кении повстан­цы (их называли «лесными бойцами») верили, что, если дорогу отряду перебежит газель или олень, операция окончится неудачей. Случилось так, что тропу, по которой несколько групп «лесных бойцов» направлялись на тщательно и долго планировав­шуюся операцию, перебежали и га­зель, и олень. Это было воспринято как дурное предзнаменование, и мно­гие повстанцы вернулись в лагерь, даже не выйдя на рубежи атаки. Опе­рация была сорвана.
Действие табу иногда оборачива­лось и против европейцев. Известный немецкий учёный и путешественник Б. Гржимек передавал историю, услышанную от одного из офицеров, служивших во французской колонии Берег Слоновой Кости (ныне Респуб­лика Кот-д'Ивуар): «Недалеко от городка... была небольшая, издали очень красивая роща. В один из дней офи­цер решил прогуляться туда, но был остановлен своим помощником-аф­риканцем. "Бога ради, не ходите в этот лес! Ни один белый не имеет права посещать его... и я не могу пору­читься, что, войдя в этот лесок, вы не схлопочете ядовитую стрелу или че­рез пару дней не умрёте от какой-ни­будь загадочной болезни. Лес этот — табу! Африканцы утверждают, что в нём живут боги".
Оказалось, что это табу ранее проявляло своё действие. На опушке леса виднелись обгоревшие развали­ны фабрики, построенной там пред­принимателем-бельгийцем. Он полу­чил или купил землю у колониальных властей, но, согласно верованиям жившего в этих местах народа бауле,
во время обряда    земля принадлежала одному из местных божеств. Жрецы сначала предложили бельгийцу принести в жертву вола, но белый отказался. Он считал, что земля и так принадлежит ему. Вскоре он внезапно умер при загадоч­ных обстоятельствах, а вслед за ним умерли его младший брат и сын. В се­мье бельгийца остались только жен­щины. Они, конечно, поспешили вернуться домой в Европу. Вскоре здание фабрики сгорело дотла...».
Очевидно, что африканские та­бу, как и многие традиционные рели­гиозные обряды и ритуалы, — это прежде всего отголоски далёкого про­шлого, когда в сознании человека мир людей был неотделим от сверхъесте­ственного мира духов.
Но глубинный смысл африкан­ских табу и суеверий не только в этом Многие из них выражают некое ин­туитивное, очень древнее знание с природе вещей и удерживают людей, уже забывших истинный смысл табу, от совершения опрометчивых поступ­ков, которые могут иметь для них неприятные последствия.

Духи природы

Наличие души приписы­валось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водо­падам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т. дДухи природы считались покро­вителями отдельных семей, родов, об­щин и деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и станов­ления государственности, — покрови­телями племён, племенных объедине­ний, «царских» династий. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие — менее важными, «местными». Первые иногда выступали как главные, вер­ховные божества. Например, у дого­нов таким верховным духом или бо­жеством был Лебэ, олицетворявший солнце и огонь; у йоруба (Нигерия) — бог моря Олокун, бог неба Олорун. бог земли Одудуа; у масаев (Кения и Танзания) и кикуйю (Кения) — Нгаи, бог неба и грозы...
И главным, и «местным» духам (богам) воздавали почести и прино­сили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, пред­метами поклонения могли быть свя­щенные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У многих духов были «свои» жрецы или жрицы, кол­дуны, прорицатели и знахари, высту­павшие как посредники между ними и их почитателями.
 

Обряды инициации в африканских племенах
 

Инициация африканских мальчиковСреди обрядов жиз­ненного цикла, связанных с рождени­ем и смертью, женитьбой, сбором уро­жая или подготовкой к нему, охотой и строительствохм дома и т. д., обряды инициации (от лат, initiatio — «совер­шение таинств») были и остаются од­ними из самых важных.
Сравнительно недавно эти обря­ды образовывали цикл ритуальных церемоний, длившихся несколько лет. Например, у нилотов Восточной Аф­рики (календжин, масаи и др.) пери­од инициации составлял в среднем около четырёх лет. Инициация была теснейшим образом связана с систе­мой возрастных групп (классов), со­ставлявших основу общественной ор­ганизации нилотов. Так, у масаев к первой возрастной группе относи­лись дети, ко второй — подростки и юноши, к третьей — молодые нежена­тые мужчины-воины, к четвёртой — женатые мужчины-воины и охотники старше 25 лет, к пятой — старшие мужчины и к шестой — старики и ста­рейшины. У масаев существовали и женские возрастные группы: девочки, девушки до замужества, молодые за­мужние женщины, замужние женщи­ны. Центральной церемонией инициа­ции было обрезание для юно­шей и лишение девственности для де­вушек Время инициации определялось временем их полового созревания.
Сегодня обрезание по-прежнему проводится, и городских мальчиков с этой целью иногда отправляют в де­ревню к родственникам. Прежние страшноватые ритуальные инструмен­ты (отточенные раковины, обрезки железа и т. п.) заменяются стальными ножами и бритвами. Нередко опера­цию проводят в больничных условиях. Значительно снизился возраст посвя­щаемых (теперь это дети от года до семи-восьми лет), сократилась продол­жительность обряда и отдельных его этапов.
 


Автор: , , , , , , , ,