Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Кельтский пантеон



Изображение: 
Кельтский пантеон

Как уже говорилось, Цезарь, описывая Галлию, отмечал, что кельты поклоняются тем же богам, что и римляне, только под другими именами. Поэтому он называл кельтских богов привычными для римлян именами: Аполлон, Марс, Юпитер, Минерва. Римские названия должны были, по-видимому, определять также характер и главные функции галльских богов. Например, кельтского бога-врачевателя, по Цезарю, следовало называть Аполлон. О других божествах, как сообщал Цезарь, кельты «имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: ...Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной. Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место...»*.
По очень многочисленным надписям римского времени и по свидетельствам античных авторов нам известно множество кельтских названий богов и эпитетов, впрочем, при этом часто бывает не ясно, имеем ли мы дело с кельтским, германским или римским божеством. Смысл некоторых надписей, действительно, может быть связан с римскими богами Меркурием, Сильваном или Марсом. Но все же большинство названий кельтского происхождения. По всей вероятности, это боги-покровители отдельных племен. На это указывают имена многих из них: Аллоброкс — божество аллоброгов, Арвернорикс — арвернов и т. д. Чисто местные имена использовались в местных святилищах для обозначения божественных покровителей конкретных мест. При этом в областях, подвергшихся романизации, кельтские боги могли сливаться с римскими, выполнявшими сходные функции.
 
По мере укрепления межплеменных связей число почитателей некоторых божеств возрастало. Некоторые боги были общими для кельтов, проживавших в Галлии и населявших Британские острова. Среди таковых можно назвать Эсуса (Эсара), Беленоса (Белиса, или Бела), Огмиоса (Огмиансп и некоторых других. Но и эти боги первоначально были покровителями отдельных племен или общин. Кельтские боги сохранили в своем облике начало архаических черт и своими атрибутами и именами подчеркивают явное тотемическое происхождение.
Одним из наиболее распространенных божественных символов кельтов является рогатый бог Цернуннос. Признаки бога с оленьими рогами присутствуют еще у предшественников исторических кельтов эпохи бронзового века.
В разные периоды времени в разных частях Галлии встречаются изображения оленя-самца или обнаженного бога с оленьими рогами и поднятым фаллосом (общим для многих культур символом плодовитости). Распространено было также изображение рогатой змеи. Все это указывает на тотемическое происхождение или связь с охотничьим культом.
То, что Цернуннос олицетворял плодородие, не вызывает сомнений, но некоторые латинизированные надписи явно представляют его еще и богом войны, кельтским Марсом. Такое расхождение порождает закономерный вопрос, пытались ли кельты разделить Вселенную на сферы влияния
разных богов, или их больше привлекал бог, связанный с конкретным местом или народом, но проявляющий себя в различных сферах, в зависимости от того, что больше интересовало людей в данный момент. Но    почитаемый в лесах. Но чевидно, что получить исчерпывающий ответ на данный вопрос вряд ли дастся.
Цернуннос иногда был женат. Несомненно, кельтские «Матери земли», которые почитались по всей Западной Европе и изображались преимущественно группами по три, олицетворяли богинь-покровительниц. Они играли важную роль в религиозных ритуалах, о чем особенно свидетельствует некоторые ирландские предания.
Некоторые божества кельтов имели несомненную связь с различными явлениями природы и одновременно являлись покровителями земледелия. Например, богом молнии был Левцетнос, а Таранис — повелителем грома, атрибутом которого считался молот. Не случайно римляне отождествляли Тараниса со своим верховным божеством — Юпитером. С лесной растительностью был связан один из наиболее почитаемых кельтских богов — Эсус. Известно изображение его в виде рубящего дерево человека.
 
Некоторые исследователи даже высказывали предположение о том, что он являлся древним единым богом кельтов. Впрочем, эта гипотеза не получила подтверждения. Не имеет достаточных оснований и предположение, основывающееся на сочинениях римского поэта Лукапа, рассматривавшего Тевтатеса, Эсуса и Тараниса как триаду высших кельтских богов. Более того, не существует или не найдено надписей, где бы эти имена упоминались вместе.
Частые войны, которые вели кельтские племена, породили множество божеств, которые имели военные функции. Кроме уже упоминавшегося Цернунноса к ним относились Белатукадрос, Беленус, Катурикс и еще ряд других.
Существовал ли у кельтов верховный бог? Среди имеющихся материальных памятников следов подобного культа найти невозможно. В то же время, посетив сотни африканских племен, признающих верховного бога, можно также не обнаружить материальных подтверждений такого поклонения.
Возможно, следы существования верховного бога следует искать на территории нынешней Ирландии, где почитались солнечные божества: Дагда, Кром и другие. В ирландских легендах, связанных с могущественной личностью Дагды, можно проследить в сокращенной, очеловеченной форме признаки верховного божества прошлого, которого нельзя рассматривать в качестве простого символа плодородия или воинственности. Правда, имя это упоминается только в преданиях.
Возможно, легенды о Дагде являются указанием на существование более широкой концепции божественности, чем та, которую можно составить на основании одних только археологических находок. Вполне может быть, что верования и понятия кельтов были либо более обширны, либо менее отчетливы, чем это представляли себе римские авторы.
Следы языческой религии кельтов долгое время сохранялись в верованиях населения Ирландии, Англии и Франции. Это вера в колдунов, эльфов, фей или фантастических чудовищ. Если же говорить о кельтских богах, то многие из них исчезли в результате романизации, а на Британских островах после того, как туда проникло христианство. Некоторые же из них со временем превратились в таких христианских святых, как,  возможно, святой Патрик, любимый и почитаемый покровитель Ирландии.
 *Цезарь. Записки о Галльской войне, 6. 17.
 




Теги: , ,
<