Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Религия ацтеков



Изображение: 
Религия ацтеков

Ацтеки называли свою родину «островом Ацлан» (Место, где живут цапли). Точное местонахождение их прародины неизвестно, однако большинство исследователей склоняются к мысли, что первоначально племя обитало на островах, прилегающих к северной части Калифорнийского залива. От слова «ацлан» и произошло название «ацтек».
То, что обычно называют ацтекской цивилизацией, фактически было созданием по меньшей мере семи племён, говоривших на родственных языках, среди которых охотничьи племена собственно ацтеков оказались самыми воинственными.
Во второй половине XII в. ацтеки появились в Центральной Мексике. Согласно их собственным преданиям, когда-то очень давно к ним обратился бог-покровитель Уицылопочтли и сказал, что они должны поселиться там, где им укажет орёл, сидящий на кактусе и пожирающий змею.
165 лет искали ацтеки это место на мексиканских просторах. Остались позади многочисленные изнурительные походы и кровавые сражения с другими племенами, и наконец божественное предначертание сбылось: на одном из островов озера Тескоко они увидели долгожданного орла. Это случилось 18 июля 1325 г. Так возникло поселение Теночтитлан (Плодовое дерево, которое растёт из камня), или Мехико (буквально «Место Мехитли», как ацтеки иногда называли бога Уицилопочтли).
Завоевав обширные территории, ацтеки создали могущественную империю, которая унаследовала культуры всех предыдущих мексиканских цивилизаций. Однако религиозные воззрения ацтеков были достаточно оригинальны и не совпадали с верованиями других племён.
 

 Создание вселенной

 Согласно ацтекским мифам, вселенная была создана Тескатлипокой (Дымящееся зеркало) — богом-творцом, божеством ночи, звёздного неба, покровителем жрецов и Кецалькоатлем (Пернатый змей), тоже богом-творцом, создателем культуры, покровителем мудрецов, скульпторов и художников. Они сотворили мир из мифического чудовища Тлальтекутли, разодранного ими на две части (небо и землю). Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра («Четыре ягуар») продолжалась 4008 лет. В ней верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока. «Четыре ягуар» закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Вторая эра («Четыре ветер») длилась 4010 лет. В ней Солнцем стал Кецалькоатль. В конце этой эры начались ураганы, уничтожившие всё живое, а уцелевшие люди превратились в обезьян. Третьим солнцем стал бог дождя Тлалок. Его эра («Четыре дождь») закончилась всемирным огненным дождём, пожаром. В четвёртой эре («Четыре вода») верховным божеством стала богиня пресных вод Чальчиупгликуэ (Владычица в изумрудной или нефритовой одежде). Эта эра, занявшая 5042 года, завершилась потопом, а спасшиеся люди превратились в рыб. Современная, пятая эра («Четыре землетрясение») с верховным божеством Тонатиу — богом Солнца — должна закончиться страшными катаклизмами. Зловещее пророчество, не правда ли?
 

Строение вселенной  у ацтеков
 

По представлениям ацтеков вселенная в горизонтальном направлении разделена на четыре части света и центр. В центре владычествует бог огня Шиутекутли (Уеуетеотль). На востоке — бог воды, дождей и грозы Тлалок и бог охоты, туч и звёзд Мишкоатль. Восток считался страной изобилия — здесь обитали прославленные воины, погибшие в бою или принесённые в жертву. Владыками юга, области зла, были бог весны и сева Шипе-Тотек и бог весенней растительности и веселья Макуилыиочитль. Запад имел благоприятное значение, так как являлся домом планеты Венера, где богом был Кецалькоатль в одной из своих ипостасей (проявлений). Тут находили себе пристанище женщины, умершие во время родов, т. е. пожертвовавшие собой, вынашивая будущих воинов. На севере господствовал бог
смерти Миктлантекутли (Владыка подземного мира, или преисподней).
Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог; чем значительнее и могущественнее он был, тем выше обитал) и 9 преисподних (в них не было ничего радостного). В подземный мир (Миктлан) попадали все остальные умершие. Но достичь его было не так просто. Путь длился 4 дня (4 являлось священным числом у ацтеков). На пути умерших подстерегали тысячи опасностей: горы, грозившие раздавить путника; змеи и гигантские крокодилы; безводные пустыни; вихревой ветер, метавший обсидиановые ножи... Последний этап мучительного пути через широкую реку совершался на спине маленькой красной собаки (поэтому собаку иногда клали в могилу покойника). Владыка подземного мира — Миктлантекутли — получал от покойного дары и в зависимости от ценности подношения определял, в какой преисподней должен обитать умерший.
 

Пантеон ацтеков

 

 В ацтекском пантеоне насчитывалось более тысячи богов. Среди них исследователи выделяют несколько групп божеств. К самой древней относятся боги стихий и плодородия: Тлалок, Тласотльтеотлъ — богиня земли, плодородия, очистительница от грехов; Коатликуэ (Владычица в одежде из змей) и некоторые другие. В следующую входят три самых почитаемых, главных бога: Уицилопочтли — бог Солнца, неба, войны и охоты, Тескатлипока и Кецалькоатль. Ещё одна группа включает богов звёзд и планет.  Тонатиу — бога Солнца, Мецтли — бога Луны, Мишкоатля — бога туч и звёзд и др. Следующая объединяет богов смерти и преисподней — Миктлантекутли, его супругу Миктлансиуатль и др. Особую группу составляют божества опьяняющего напитка октли, изготавливаемого из агавы, — четырёхсотгрудая богиня Майяуэлъ, её супруг — бог трав и лекарств Патекатль и др. И наконец, к последней группе принято относить богов-творцов — Тлоке Науаке, Омешекутли с супругой Омесиуатлъ, Тонкатекутли и его супругу   Тонакасиуатль.  Особое место в ацтекском пантеоне занимает бог — покровитель торговцев Иакатекутли (Владыка, указывающий путь). Верховным божеством ацтекского пантеона было непостижимое божество Тлоке Науаке (Тот, кто содержит всё в себе). Большинство богов имели антропоморфный (человекообразный) облик, за исключением нескольких со звериными и змеевидными чертами.
Имелось множество менее значительных богов, причём каждой се¬мье покровительствовали свои до¬машние божества тепитотоны, или маленькие боги. Важное место занимали культы животных — ягуара, пумы и др.
О том, насколько велика была роль культа богов в жизни ацтеков, можно судить хотя бы по тому, что в начале XVI в., ко времени прихода испанцев, в империи ацтеков насчитывалось более 40 тыс. храмов (теокалли). В самом крупном храме Теночтитлана служило около 5 тыс. жрецов.

Город ацтеков
Город ацтеков

 

Жертвоприношения у ацтеков

 

 Практика человеческих жертвоприношений впервые у ацтеков была официально узаконена императором Утскоатлем в 1428 г. Утскоатль и его племянник Тлакаэлель, бывший советником императора, отождествляя бога войны Уицилопочтли с Солнцем, обязали ацтеков периодически питать это главное небесное светило (и главного бога ацтекского пантеона) свежей человеческой кровью, чтобы у него всегда были в избытке живительные силы.
Характер жертвоприношений у ацтеков менялся в зависимости от того, какому богу они предназначались. Для бога войны у жертвы вырывали сердце, богине запретной любви Тласолтеотль в жертву приносились только проститутки, богу дождя Тлалоку — утопленные дети.
Особой формой жертвоприношений было подобие гладиаторских боёв, проводившихся в честь бога Хипе. В них участвовали воины,
которые были захвачены в плен. Они выходили на ристалище (поле сражения) почти обнажёнными с деревянными копьями против орла и ягуара. Как правило, такие поединки заканчивались поражением людей. Если же они в ходе схватки проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы преподносили дорогие подарки, а пленнику даровали свободу.
У этой формы жертвоприношения был и политический подтекст. В период правления императора Монтесумы I (1440—1469 гг.) возник обычай приглашать на такие бои вождей тех племён, которые ещё не были покорены ацтеками. В целях психологического воздействия на гостей устраивалась скорее массовая казнь, чем  ритуальное жертвоприношение. Например, в начале XVI в. Монтесума  II  (1503—1520 гг.) в течение одногл дня  приказал принести в жертву более тысячи пленных...
В 1483 г. император Тисок Кальчиутлатонак (Продырявленный изумрудами) решил перестроить теокалли, посвященный Уицилопочтли.  Идея сделать храм значительно выше  и величественнее потребовала огромных затрат и великого множества людей. Не только взрослые, но и дети работали на строительстве. В  70—80-е гг. XV в. ацтеки одержали ряд блестящих военных побед. Пленные, как правило, становились рабами и использовались на реконструкции теокалли.
Наконец наступил день торжественного открытия, 19 февраля 1487 г.  Были приглашены вожди всех мён, входивших в империю. Каждый из них привёз с собой немало подданных для жертвоприношения. Все  имевшиеся в Теночтитлане 300 теокалли были празднично украшены.  Везде были приготовлены жертвенные камни и ожидали своей участи  жертвы.
Пример подал император Ауисотль, сменивший Тисока в 1486 г.  Ему была оказана большая честь вырвать сердце первой жертвы и вручить его главному жрецу. В тот момент во всех храмах города началась кровавая вакханалия, продолжавшаяся с утра и до позднего вечера. Три последующих дня праздника были столь же кровавыми.
Исследователи называют разные  цифры принесённых в жертву на открытии теокалли: от 4000 до 80 600 человек.
Из пяти ритуалов жертвоприношения, принятых у ацтеков, наиболее распространённый предусматривает  следующую очерёдность действий:  у жертвы вырывается сердце, и верховный жрец (топильтсин) кладёт его к ногам идола, олицетворяющего бога, в честь которого совершается жертвоприношение; другие пять жрецов (чачальмеки), участвующие в церемонии, собирают в большие стаканы кровь, которой топильтсин обмазывает рот идола; затем верховный жрец ногами сбрасывает труп со ступеней храма; если в жертву приносился раб, то его тело подбирал хозяин, а если военнопленный, то его тело забирал тот, кто захватил его в плен. После этого и хозяин, и воин должны были съесть несколько кусков мяса жертвы, что почиталось за большую честь.
 

Праздники ацтеков

 Век у ацтеков продолжался 52 года. Последний день каждого века был самым главным праздником, ибо в этот день они ожидали возможную гибель Пятого Солнца, а следовательно, и исчезновение всего живого на Земле.
Мифы так говорят об этом, одновременно объясняя смысл принесения богам кровавых жертв. «Вначале Пятое Солнце не двигалось. Тогда боги сказали: "Как же будем жить? Солнце не двигается!"». И, чтобы придать ему силы, боги пожертвовали собой и предложили ему свою кровь. Один из богов, Нанауатцин, бросился в огонь, чтобы превратиться в Солнце. Вскоре подул ветер, и, «двинувшись, Солнце продолжило свой путь».
В этом мифе о первой жертве уже содержатся скрытые элементы будущего мистицизма ацтеков: Солнце и жизнь существуют благодаря жертве и, для того, чтобы они пребывали и дальше, необходимы жертвы. Эта идея (неустанно доставлять богам драгоценную красную «воду» жертвы — единственную пищу, способную сохранить жизнь Солнцу) рассматривалась ацтеками как особая миссия. Её смысл они видели в том, чтобы в космической борьбе сражаться на стороне Солнца, на стороне добра, содействовать его победе над злом и предоставлять всему человечеству блага победы сил света над мрачной властью ночи. Примерно те же идеи были заложены в основу ритуала жертвоприношения и у других народов Мезоамерики.
Праздник связи времён назывался у ацтеков Тохиумолпилъя. Накануне рождения нового века ацтеки уничтожали домашнюю утварь, ломали мебель, выбрасывали одежду и статуэтки своих маленьких богов и повсеместно гасили огонь. Жрецы облачались в одеяния, символизировавшие того или иного бога, и торжественно направлялись к холму Уихачтекатль, который находится в нескольких километрах от современного Мехико. На вершине этого
холма стоял теокалли, в котором в полночь в темноте и абсолютной тишине встречали начало нового века. По положению звёзд в Созвездии Плеяд ацтеки определяли приближение самого страшного, а может быть, самого счастливого рубежа, когда или всё вокруг окажется погружённым в пучину небытия, или Пятое Солнце ещё по меньшей мере на 52 года обеспечит им своё покровительство, а следовательно, они будут жить и поклоняться богам.
Пятое Солнце ни разу не подвело их. Предчувствие и ожидание катастрофы сменялись всеобщим ликованием. Жрецы посредством трения двух кусков дерева зажигали Новый Огонь в рассечённой груди жертвы и тут же разводили большой костёр. Потом с факелом в руках они спускались к огромной толпе людей, ожидавшей их у подножия холма. Ацтеки успели провести лишь четыре таких праздника: в 1351, 1403, 1455 и 1507 гг. Последний состоялся в то время, когда «ураган» испанской конкисты уже бушевал на древней земле Америки.


Автор: , , , ,
<