Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Аутодафе



Изображение: 
Аутодафе

Аутодафе (исп. Auto de Fe; порт. Auto da Fe; от лат. "акт веры") — в Испании и Португалии — торжественное объявление и исполнение приговора над осужденными инквизицией. Различались: 1) общее публичное аутодафе, сопровождавшееся большой торжественностью и совершавшееся в присутствии городских властей и большого стечения народа, часто по случаю дня рождения или бракосочетания какого-нибудь весьма знатного лица; 2) частное аутодафе, на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи.

За несколько дней до публичного аутодафе на стенах общественных зданий вывешивалось объявление; так, например, об одном из самых блестящих аутодафе в 1680 в Мадриде в присутствии короля Карла II, устроившего аутодафе в честь своей молодой жены, объявление гласило: "Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье 30 июня сего года и что все, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать в указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник".

Как отмечали современники, народ стекался толпами на зрелище аутодафе как на доброе дело веры. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при процедурах аутодафе Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Сначала следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в специальных костюмах из черной с белыми полосками материи; на обвиненных в каком-либо преступлении против Церкви накидывался наплечник из желтой ткани с красными андреевскими крестами; на рецидивистов и упорствовавших в отрицании истинной веры надевался серый наплечник с изображением самого осужденного, окруженного дьяволами и пылающими факелами; на обвиненных в колдовстве надевался остроконечный бумажный колпак с изображением чертей и огненных языков. За осужденными несли изображения скрывшихся и, наконец, останки умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы огненные языки и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкали шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении приговора осужденные передавались светскому суду; их принимал гражданский чиновник и приказывал заковать и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живыми, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на аутодафе

Жертвами аутодафе были главным образом заподозренные в ереси — крещеные евреи, которых презрительно именовали марранами ("сыновьями"). В одной Испании, по свидетельству Льоренте, с 1481 по 1808 было сожжено 34 658 человек. В американских колониях Испании и Португалии аутодафе начались с 1536. Последнее аутодафе в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739. В Испании (в Валенсии) еще в 1826 был казнен школьный учитель Риполль по обвинению в деизме. Были соблюдены все основные обрядовые стороны аутодафе




Теги: , ,

<