Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Авастха



Изображение: 
Авастха

Авастха (The Three Avasthas) Три состояния сознания, испытываемые каждым человеком:
1) Бодрствующее состояние (джаграт), в котором человек осознает объекты внешнего мира и способен думать и действовать в соответствии с этим осознанием;
2) Состояние сновидение (свапна), в котором существуют только субъективные, умственные образы объектов, отсутствуют контроль над этими образами, телесные страдания и удовольствия, а также сознательная оценка этих объектов;
3) Состояние глубокого сна (сушупти), в котором нет никаких образов, ни субъективных, ни объективных; есть только состояние блаженного покоя, о котором человек может помнить, проснувшись.
Иногда упоминается четвертое состояние (турия); считается, что во время третьего состояния, состояния сна, личность (джива), хотя и отдыхает в причинном теле (карана шарира), но все еще отделена от своего подлинного Я собственным неведением. Однако в этом четвертом состоянии, турия, это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания (шуддха видья). Помимо этого, существует также пятое состояние (турьятита), в котором наступает полное единение и тождество атмы (личного Я) и параматмы (общего Верховного Я).

(санскрит) Состояние. Термин впервые встречается в упанишадах. В веданте он означает состояние сознания или три состояния сознания, свойственные всем людям. Состояние бодрствования (джагара, джагарат, джагарита) называют всеобщим (вайшванара?). Состояние сна со сновидениями (свапна) называют сияющим (тайджаса?), так как в нем сознание не нуждается во внешнем источнике света. Глубокий сон без сновидений (сушупти, сушупта, шупта, супта) называют глыбой мудрости (праджнягхана?). Йога ввела представление о пяти состояниях сознания (панчавастха?), добавив четвертое (турья?, турийя?), которое считают космическим, т.к. в нем индивидуальная душа (атман) сливается с мировой, и пятое (турья-тита?). В нем постигается творческий аспект (ишвара) бога (Брахман), его сущность (ишвара-таттва?). Описаны и другие состояния, такие как нидра (сноподобный йогический отдых), тандра? (заторможенность, возникающая при переписывании священных текстов или при распевании мантр), мудха? (смятение ума), нивриттимат? (спутанное, алогичное сознание), кшипта? (беспокойство, рассеянность, несобранность сознания). Буддийская духовная практика направлена на контролируемое изменение состояния сознания (авастха-паринама?). Систему измененных состояний сознания (читтакалпа?) и их содержание называют буддийским психокосмом.

Источник: «Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям".




Теги: ,

Авастха, Что такое Авастха
<