Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Авеста



Изображение: 
Авеста

Сборник священных книг зороастризма (см. ЗОРОАСТРИЗМ), самой первой из мировых религий откровений, последователи которой проживали в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане, и ряде стран Ближнего и Среднего Востока.

Авеста – так называется собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахура Мазды и сохранённое его учениками и последователями, знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахура Мазде и его благим творениям.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Как гласит предание, впервые Авеста была принесена на землю птицей Каршипт, главой всех птиц. Вестник принёс учение в заратуштрийский ковчег Йимкард – город-крепость, выстроенный царём Йимой для того, чтобы защитить людей от холодов и наводнений. Но царь Йима отказался от предложения Ахура Мазды стать основателем Благой Веры и её пророком. Первым и единственным пророком Благой Веры стал наиболее праведный из людей – Спитама Заратуштра. Он получил своё откровение, войдя в чистые воды реки Даитья. С момента получения пророком откровения началась новая эра земного мира – Визаришн – эра разделения добра и зла.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Благая Вера некоторое время существовала в устной традиции. Позже текст Авесты был записан золотыми чернилами на воловьих шкурах. Потомки ариев смогли построить великую империю Ахеменидов, которая простиралась на три континента: от Балкан и Египта до Китая и Индии и от причерноморских степей до Индийского океана и Эфиопии. При большом культурном влиянии иранской традиции начинает складываться ранняя греческая философия. Персидский Царь Курош, которого библейский Иезикиль называет мессией, освобождает из вавилонского плена иудеев и разрешает строительство второго Храма в Иерусалиме. Строятся дороги и каналы. Культура и торговля в Империи процветают. Это происходит тогда, когда Рим являет собой мало известный провинциальный город.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Первым страшным ударом для Благой Веры стало вторжение в Персию проклятого Искандера (Александра Македонского) в IV в. до н.э. Завоеватель не только стремился захватить огромные богатства Империи, но и прикладывал большие усилия для уничтожения Благой Веры. Множество храмов, в которых горели священные огни, было разрушено, множество священников было убито. Авеста была сожжена. Наступили тёмные века междоусобиц, которые получили название периода эллинизма. Греки насаждали свою культуру завоёванным народам.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Но благодаря тому, что Мазда Ясна передавалась устно, она смогла сохраниться на протяжении 500 лет. Возрождение Благой Веры начинается при парфянской династии Аршакидов. В это время начинается целенаправленная работа по сбору уцелевшего наследия Веры. Этот процесс завершился при царе Шапуре II из династии Сасанидов в IV в. н.э. В его правление всем праведным заратуштрийцам был послан Рату – защитник Веры по имени Адурбад Мехраспанд. Он восстановил Авесту в виде канона из 21-й книги (наска):

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

1. Сатудгар-наск 8. Бараш-наск 15. Ниярамн наск
2. Вахишта Мансар наск 9. Кашасруб-наск 16. Двасрауб-наск
3. Баг-наск 10. Виштасп-наск 17. Аспарам-наск
4. Дамдад-наск 11. Хешт-наск 18. Акскарам-наск
5. Надар-наск 12. Джераст-наск 19. Видевдад-наск
6. Паджам-наск 13. Сафанд-наск 20. Хадохт-наск
7. Ратоштай-наск 14. Баган яшт наск 21. Сатуд яшт наск

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Второй, более страшный удар Благой Вере нанесли в VII в. н.э. арабы. Кочевники пустыни, объединённые Мухаммедом под флагом веры в последнего пророка, с ещё большим ожесточением, чем воины Александра, начали искоренять веру пророка первого. Жестокость объяснялась тем, что война эта была религиозной, а не политической. Но на этом беды заратуштрийцев не закончились. После арабов по территории Ирана прошли монголы Чингисхана, тюрки Тимура, вырезавшие целые города. Казалось бы, уже ничто не уцелеет под этими сменяющими друг друга волнами насилия. Но истина бессмертна! В пожаре завоеваний, захлестнувших Иран, уцелело только то, что удалось сберечь оставшимся в живых мобедам и общинам самых стойких благоверных. К настоящему времени Авеста сохранилась в составе следующих книг:

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Существуют авестийские тексты, не входящие ни в одну из современных авестийских книг. Это чудом уцелевшие остатки разнообразных утраченных насков, причем не всегда можно уверенно сказать, каких именно. Среди них есть как цельные произведения (три главы, сохранившиеся от Хадохт-наска, Виштасп-яшт, т. н. Ваэта-наск), так и отдельные отрывки, а иногда это просто цитаты, сохранённые в пехлевийских источниках.  Например, «Аогемадаэча» представляет собой целостный текст, составленный из авестийских цитат и пехлевийского комментария к ним. Сохранившиеся главы отдельных утраченных насков сведены в разделе Фрагменты.

  • Ясна – «Почитание», заратуштрийская литургия, центральной частью которого являются Гаты – песнопения пророка Заратуштры, в которых запечатлено его учение.
  • Видэвдад – «Закон против дэвов», содержит предписания, направленные против скверны и нечистоты, историю первых царей, восходящую к временам арийской общности.
  • Висперед – «Все владыки», дополнение к литургии «Ясна», включающее почитание всех хранителей благих творений.
  • Яшты – «Гимны», посвящённые Ахура Мазде и его благим творениям.
  • Хордэ Авеста – «Малая Авеста», сборник повседневных молитв.

Для заратуштрийцев Авеста представлет единое целое. Все части Авесты, будь то Гаты или другие наски, одинаково святы, все они несут свет Истины открытой Ахура Маздой пророку Заратуштре. Авеста не просто древний текст, а живая книга, используемая в богослужении и молитве.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик («закон, кодекс») – собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Благо Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы заратуштрийцам для того, чтобы победить Аримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Чтение Авесты у огня

* Авеста (Зенд-Авеста) — Древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов и современных парсов и гебров. Авеста написана до IV - VI в. н.э. Текст Авесты кодифицирован при Сасанидах. Включает… (Религиозные термины)
* АВЕСТА — (ср. перс. apastak текст; часто называется зенд авеста, т. е. текст с комментарием) священная книга зороастрийцев; написана на ср. перс. яз., дошла до нас в поздних рукописях 13 14 вв., но сложилась еще в 6 4 вв. до н. э. Состоит из 4 осн.… (Советская историческая энциклопедия)
* Авеста — Яшта (28.1)Аве?ста (перс. ?????,(ср. перс. Abastag «уложение» из др. иран. Upastaka) древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов и современных парсов и гебров.… (Википедия)
* Авеста — АВЕСТА дошедшие до нас остатки некогда более обширной литературы на одном из древнеиранских яз., к-рые составляют поныне литургическую и обиходно-церковную книгу парсов-зороастрийцев. Термин «А.» (awast?g… (Литературная энциклопедия)
* АВЕСТА — "АВЕСТА" - древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме собрание священных книг. "Авеста" возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Текст "Авесты" кодифицирован при Сасанидах (3-7 вв.). Содержит свод религиозных и юридических… (Большой Энциклопедический словарь)
* АВЕСТА — "АВЕСТА", древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме - собрание священных книг. "Авеста" возникла, видимо, в 1-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Текст кодифицирован при Сасанидах (3 - 7 вв.). Содержит свод религиозных и… (Современная энциклопедия)
* Авеста — («Авеста») собрание священных книг Зороастризма, религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении у парсов (Индия). Сделанная на основе… (Большая советская энциклопедия)
* Зенд-Авеста — «ЗЕНД-АВЕСТА» см. Авеста. … (Литературная энциклопедия)
* Зенд-Авеста — жен.; лит. Zend-Avesta… (Большой англо-русский и русско-английский словарь)
* Авеста, местечко — с значительным железоплавильным заводом в Ю.В. части швед. провинции Даларне (La Kopparberg), на Дал-Эльфе. В А. с давних времен свозилась медь из Фалуна для очистки; с 1644 по 1831 г. тут чеканилась вся медная монета… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
 



Теги: , , ,

Авеста, Что такое Авеста
<