Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Богобоязненность



Изображение: 
Богобоязненность

Богобоязненность — в теистических религиях (см. Теизм) — иудаизме, христианстве и исламе — религиозно-этическая позиция, выражающаяся в соединении трепета перед Богом и самой преданной любви к Нему, ощущения Его грозной карающей силы и одновременно величайшего милосердия. Богобоязненность — главное качество праведника, который ходит путями Божьими, любит Бога и служит Ему от всего сердца и от всей души. Концепция Богобоязненности очень полно представлена уже в древнейших текстах Библии — в Танахе, или Ветхом Завете.

Как приобрести страх Божий?

Выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?

(Иер. 5, 21-22).

Должно всегда иметь Бога пред собою.

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII век).

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.

Святитель Иоанн Златоуст (†407).

Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:

1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.

3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.

4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.

5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.

6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха...

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

 

      …Тело надо стеснить малоспанием, и малоястием, и преутруждением. Кто из отцев наших имел успех без стеснения плоти?.. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.

 

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894).

 

      Кто будет утвержден на основании совершенной любви, тот непременно взойдет на высшую степень того особенного страха, который рождается не от опасения наказаний и не от желания наград, но от великой любви. Это такой страх, которым сын страшится нежнейшего отца, или брат брата, или друг друга, или супруг супруги; здесь мы боимся не наказания или укоризн, но малейшего оскорбления любви и всегда находимся в величайшем опасении, чтобы не только каким-нибудь поступком, но даже и словом не охладить горячности любви к нам.

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (-435).

 

      Если человек будет смиряться, не стяжательствовать, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий.

 

Авва Евпрений, из "Отечника".

 

      …Должно отрешиться от всего, возложить на себя телесные труды и всеусильно содержать в себе памятование о исходе души из тела.

 

Авва Кроний, из "Отечника".

 

      Дух страха Божия есть воздержание от злых дел.

 

Св. Максим Исповедник (VII век).

 

      Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро, - как прошла ночь, если не будет дерзновенен в обращении, и наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.

 

Авва Дорофей. (VI век).

 

      От постоянного помышления о суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели.

 

      Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием.

 

Преподобный Исаия. (IV век).

По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

 

      Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий.

 

      Лице твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий.

 

Преподобный Антоний Великий. (IV век).

 

      Если ты раб, бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду: получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, - стыдись Бога, как Отца; делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, - угодить Отцу само по себе награда.

 

Святитель Григорий Богослов. (329-389).

Я любил веру православную, но у меня не было страха Божия; или лучше сказать — тень этого страха только изредка посещала меня на минуту. Мне не доставало тогда сильного горя; не было и тени смирения, я верил в себя. Я был тогда гораздо счастливее (за 30 лет, в Турции), чем в юности и потому я был крайне самодоволен. С 69 года внезапно начался перелом; удар следовал за ударом. Я впервые ясно почувствовал над собою какую-то высшую десницу и захотел этой деснице подчиниться и в ней найти опору от жесточайшей внутренней бури: я искал только формы общения с Богом. Естественнее всего было подчиниться в православной форме. Я поехал на Афон, чтобы попытаться стать настоящим православным; чтобы меня строгие монахи научили веровать. Я согласен был им подчиниться умом и волей... Между тем удары извне сами по себе продолжались все более и более сильные; почва душевная была готова и пришла, наконец, неожиданно минута, когда я, до тех пор вообще смелый, почувствовал незнакомый мне дотоле ужас, а не просто страх. Этот ужас был в одно то же время и духовный и телесный; одновременно и ужас греха и ужас смерти. А до этой минуты я ни того, ни другого сильно не чувствовал. Черта заветная была пройдена. Я стал бояться Бога и Церкви (как Его выражения). С течением времени физический страх опять прошел, духовный же остался и все вырастал.

Философ К. Н. Леонтьев (†1891).

 




Теги: , ,

<