Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Будда



Изображение: 
Будда

Будда. Буквально — «озаренный». Это Озарение есть Трансцендентное Знание в самом высоком смысле. Это Состояние Знания, в котором истинное «Я» познается, как оно есть. Это Сознание, которое обособлено от всего преходящего и конечного, или просто феноменального. Состояние Будды — Высшее Состояние Святости.

В буддийской общине есть обычай называть человека, который достиг Озарения, Буддой. Как Будда наиболее известен Гаутама (Гаутама Сиддхартха), принц из Капилавасту после своего Достижения, но были будды и до него, достигли Озарения с тех времен и другие. Но тот, кто родился Гаутамой, является величайшим из будд, появлявшихся в исторические времена.

 

Будда (санскр. просветленный) – в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда – имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.

Сиддхартха Гаутама – индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии – город, где некогда жил великий отшельник Капила.

Его отец, король Суддходана из аристократов Шакья (Отсюда одно из имен Будды – Шакьямуни). Цари Шакьев вели свою генеалогию от царя Икшвакулы, сына законодателя Ману, и в числе своих предков насчитывали даже одного святого мудреца Готаму. От него они приняли фамильное прозвание Гаутама (происходящий от Готамы).

Мать – любимая жена короля, Майя, умерла через семь дней после его рождения. На пятый день после его рождения он был назван Сиддхартха, что означает «выполненное желание». В соответствии со старинным обычаем много знатных браминов были приглашены на церемонию. Осматривая ребенка, семь из них обнаружили характерные отметки, состоявшие из 32 главных знаков и 80 второстепенных, а один из браминов, отшельник Асита, сказал, что Сиддхартха станет или великим монархом, или просветленным. Согласно этому пророчеству, Сиддхартха мог стать отшельником, что вызвало неудовольствие у его отца, так как на этом мог прерваться их род.

В качестве королевского ребенка Сиддхартха должен был получить соответствующее образование, но никаких сведений об этом не имеется.

В 16 лет Будда женился на своей двоюродной сестре, дочери удельного сакийского князя Сопрабудды, Ясодхаре. После этого события он тринадцать лет провел роскошную жизнь, не зная, что происходит за стенами дворца. По приказу царя его всячески оберегали от реальностей жизни, чтобы не сбылось пророчество Аситы.

Кроме Ясодхары, у Сиддхартхи было впоследствии еще две жены и несколько наложниц. Вторую жену его звали Гопа, она принадлежала не к касте кшатриев, как того требовал закон, а к касте судр – отец ее был брадобреем.

Как-то раз, когда он проезжал от дворца к парку удовольствий, его взгляд упал на старого человека, больного, труп и отшельника. То, о чем он не раз размышлял, наконец было увидено им в действительности. Первые три взгляда убедительно доказали ему неумолимую природу жизни. Четвертый взгляд подсказал способ преодолеть болезни жизни и достичь спокойствия и мира. Тогда он решил покинуть мир в поисках правды и вечного мира. Существует еще несколько толкований причин того, что Сиддхартха покинул светскую жизнь – сложная политическая ситуация в стране Шакьев, оскорбление со стороны правителей Косалы, надвигающееся покорение страны со стороны усиливающихся царств Косала и Магадхи.

В 29 лет Сиддхартха ушел в отшельничество. Первоначально он учился у Алара Калама, который научил его высокой степени концентрации сознания. Однако Гаутама не был удовлетворен, так как его знания не привели к прекращению страданий и нирване. В это время в Индии было нетрудно найти компетентного учителя, и Гаутама перешел к учителю Уддаха Рамапутта. У этого учителя он научился максимальной степени мысленной концентрации. Однако он не был полностью удовлетворен. Поэтому он покинул созерцателя и начал самостоятельно заниматься созерцаниями.

В 35 лет в результате занятий созерцанием Будда достиг просветления и постиг четыре благородные истины.

Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда долго размышлял, должен ли он передать достигнутое им знание человечеству, и движимый состраданием к миру, решил возвестить свое открытие людям. По легенде, бог смерти – демон зла Мара – пытался препятствовать этому. Будда победил Мару, пришел в Варенаси и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основные положения новой религии.

Поначалу Будду ждало разочарование. Вместо ожидаемого успеха он встретил только насмешки и презрение. Многие выражали сомнение в его умственных способностях и считали, что он сошел с ума. Сиддхартха совершенно терялся в массе философов различных школ и направлений, бродивших по стране. Последние же, видя в Будде опасного соперника, также преследовали его.

По некоторым легендам, Будде удалось во время его пребывания в Варенаси сделать последователями своего учения пять аскетов, своих старых товарищей. Кроме того, он начал искать средства для приобретения как можно большего числа последователей. С этой целью он убедил отшельника Касьяпу в своих взглядах, сразу став во главе пятисот его учеников.

После этого Будда начал странствовать по долине Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Эти странствия были не безоблачными, так как многие, помня его происхождение, были склонны видеть в его действиях политическую подоплеку. Кроме того, серьезными противниками его учения были некоторые философские школы, в частности, Локаята. В среде учеников Будды также были недовольные, пытавшиеся восставать против Сиддартхи и даже лишить его жизни.

Будда умер от пищевого отравления в окрестностях Кусинагары, на руках верного ученика Ананды. Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте, в 543 году до н.э., и совпала с датой рождения и просветления. С этого времени для буддистов день майского полнолуния – трижды святой день. По легенде, последние словами Будды были: «Ничто не вечно!».

После семидневной подготовки тело Будды бало сожжено, пепел был собран в золотую урну, а на месте сожжения была поставлена ступа с надписью.

Сиддхартха не оставил после себя ни одного письменного документа. После его смерти ближайшие ученики собрали его учение и передавали его устно около 300 лет. Касьяпа, занявший место Сиддхартхи, собрал всю метафизику, Ананда – правила морали и афоризмы, Упали – правила аскетики. При царе Асоке, после третьего буддийского собора в Паталипутре, все учение было записано на пальмовых листьях, и составило три книги, известные под названием Трипитака.

Разные направления буддизма по-разному датируют годы земной жизни Будды. В большинстве случаев считается, что он жил в VI – V веке до н.э. В 50-х годах нашего века буддисты ряда восточных стран условились считать датой смерти Будды 544 г. до н.э.

Является ли Будда каким-то восточным божеством?
На это даётся определённый ответ – «нет». Будда был человеком, он изучал философию и искал конечную истину. Родился он как Готама Сиддхартха, наследный принц Непала, в 565г. до н.э. Когда ему исполнилось двадцать девять лет, он отказался от своего положения и стал нищенствующим монахом, а после шести лет упорного труда при помощи дхьяны добился просветления. Затем а течение сорока пяти лет он путешествовал по Индии и учил её народ. Его поучения записаны на пали и санскрите; впоследствии их перевели на китайский, японский и другие азиатские языки. К настоящему времени на европейские языки переведено только около девяти процентов всех текстов буддийских писаний. Английские филологи и археологи проделали большую работу по переводам, за ними следовали немцы, французы и скандинавы, издававшие эти книги на своих родных языках. Американские ученики, по-настоящему интересующиеся духом буддизма и практическим применением учения, теперь имеют два главных течения буддийской мысли, откуда им можно черпать знания – восточное и западное.

На смертном одре Будда сказал: «Я дал вам учение; когда я уйду, вы сами будете своими учителями». Всю систему своего учения он назвал дхармой (или дхаммой), законом вселенной. Учение Будды – это такое учение, которое освобождает ум, чтобы тот пришёл в гармонию с этим всеобщим законом.

LotosWiki /29.05.2004 01:33/
В тексте есть такие слова «в результате занятий созерцанием Будда достиг просветления«. Это не так. Просветление Будды не было результатом занятий созерцанием.

Также в тексте есть следующая фраза: «После этого Будда начал странствовать по долине Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение». Такого не было :))

(санскрит) Пробужденный. Просветленный. Святой. Мудрец. Тот, кто достиг просветления или нирваны. Собственное имя Будды Шакьямуни, создателя учения, называемого буддизмом. Точные даты его жизни не установлены, указания относятся к VII—V вв. до н.э. Считается, что умер он в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти четырех лет. Его отец Суддходана (Шуддходана, Шуддодана) принадлежал к варне кшатриев и был правителем небольшого государства Капилавасту. В племени шакиев (сакиев, шакьев, шаков) он происходил из рода Готамов (Гаутамов). Мирское имя Будды — Сиддхартха (Сиддхата, Сиддхарта) Готама (Гаутама). Его мать Махамайя (Майя, Майадеви) была дочерью правителя соседнего государства. Она родила сына в роще или деревне Лумбини (Ламбини), через которую направлялась навестить родителей. Существуют легенды о непорочном зачатии Сиддхартхи, о знамениях при его рождении и о предсказаниях великого пути и великого ухода из мира, которые его ожидали. В связи с ранней смертью матери мальчик был воспитан сс. сестрой, мачехой Махападжапати (Махапраджапати). В 16 лет его женили на юной Ясодхире (Яшодхира, Яшодхара): Их сын Рахула впоследствии вступил в буддийскую общину отца, но рано умер. Сиддхартха не раз тайком покидал дворец, но видел за его стенами голод, нищету, болезни, старость и смерть. В двадцать девять лет он обрил голову, надел оранжевую накидку, что свидетельствовало о принадлежности к неимущим, отрекшимся от мирской жизни, и навсегда ушел из дома. Нищенствуя, он странствовал, знакомясь с аскетами, йогами, мудрецами, философами. У бродячего аскета (Алара Калама) он учился йоге, у шрамана (Удрака Рамапутра, Уддака Рамапутта) постигал технику медитации. После нескольких лет поисков он провел семь недель, медитируя под деревом в Урувельском лесу (Урувилва, Урувела) у местечка Гайя. Переборов искушения злого духа Мары, Сиддхартха получил просветление (бодхи), став пробужденным (буддха, будда), победителем (Джина). То, что открылось ему при этом, он впервые изложил перед пятью искателями истины в Оленьем (Антилопьем) парке у Паталигамы (Патна) вблизи Исипатана (Сарнатх) и Варанаси (Бенарес). Эту проповедь называют бенаресской. В ней Сиддхартха сформулировал четыре благородные истины, ставшие основой его учения. Это событие называют первым поворотом колеса учения (дхарма чакра правартана, дхамма чакка паваттана). Слух о нем быстро распространился. Авторитет Сиддхартхи так возрос, что термин «будда» стал его собственным именем (Будда). Его ста ли называть Буддой Шакьямуни, мудрецом из племени шакиев. Он создал монашескую общину (сангха), учение о благородном восьмеричном пути, прецедент просветления и достижения нирваны при жизни тела, делился опытом и постоянно проповедовал. Будда обладал чарующим голосом, слыл выдающимся организатором, владел всеми видами духовной практики и сверхъестественными способностями (сиддхи, риддхи, иддхи). Его признавали образованным человеком. Ему покровительствовали богатые влиятельные люди, в том числе царь Бимбисара. Ученики и оппоненты записывали и распространяли его слова, но не обнаружено записей, сделанных его рукой. В старости Будда стал болеть, но продолжал путешествовать в сопровождении двоюродного брата Ананды, обладавшего феноменальной памятью. Отравившись грибами или мясом, Будда с трудом прошел путь от местечка Пава (Вайшали) до рощи перед Кушинагарой. Ученики расстелили на земле плащ. Будда лег на него и, достигнув высшего состояния сознания, ушел в высшее состояние нирваны (даринирвана?). Погребальный костер был увит гирляндами цветов. Прах поделили несколько городов. Впоследствии Будда был канонизирован и обожествлен. В индуизме его считают аватарой Вишну и называют Бхагаваном Буддхадевой. В буддизме махаяны признают бодхисаттвой и воплощением вечного космического принципа, трансцендентного Будды, который в различных мировых циклах (кальпа) появляется в мире. Международный день Будды отмечается в майское полнолуние, когда, согласно легенде, он родился, получил просветление и ушел в паринирвану. Его слова, записанные учениками, вошли в палийский канон («Трипитака»). Первые скульптурные изображения Будды появились в конце I тыс. до н.э. Пять его биографий написаны через сотни лет после его смерти. Учение Будды и основанная им практика целенаправленного изменения состояния сознания продолжают развиваться и распространяться, в том числе в России.

Синонимы: Буддха – (санскрит).

Источник: «Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям".

(ок. 567–488 до н.э.) – основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни – отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пи-пал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются «четыре благородные истины»: 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания («благородный восьмеричный путь», определяемый как «срединный» – разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания – мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма – философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами «восьмеричного пути» – «правильным знанием» и «правильным сосредоточением». Основа «правильного знания» – концепция «взаимозависимого возникновения»: каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности – нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек». При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь – индивидуальная душа как устойчивая целостность, место которой также занимает последовательность дхарм. «Правильное знание» углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существования. «Правильное сосредоточение» представляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв. «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий. (См. Буддизм.)

В.Н. Фурс

Источник: «Новейший философский словарь".

Добуддийские учения. Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного брожения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до н.э.), оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами. В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму.

Среди последователей ведийской религии находились жрецы-брахманы, полагавшие, что раз боги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, 7–6 вв. до н.э). Другие учители, отвергая авторитет Вед, предлагали иные пути и методы. Одни (адживаки и джайны) делали упор на аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали на принятии особой доктрины, следование которой должно было обеспечить духовное освобождение. См. также ВЕДЫ;

Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана). Это «срединный путь» между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыре благородные истины» и жить в соответствии с ними.

I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием.

II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и несуществования.

III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.

IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению от страданий.

Учение Будды отличается от ведийской традиции, которая опирается на обряды жертвоприношений богам природы. Здесь точкой опоры является уже не зависимость от действий жрецов, а внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины. Учение Будды противостоит и брахманизму упанишад. Авторы упанишад, провидцы, отказались от веры в материальные жертвоприношения. Тем не менее они сохранили идею «Я» (Атмана) как неизменной, вечной сущности. Путь к освобождению из под власти неведения и перерождений они видели в слиянии всех конечных «Я» в универсальном «Я» (Атмане, который есть Брахман). Гаутама, напротив, был глубоко озабочен практической проблемой освобождения человека через нравственное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности «Я». В этом смысле он провозглашал «Не-Я» (Ан-Атман). То, что принято называть «Я», есть совокупность постоянно меняющихся физических и ментальных составляющих. Все находится в процессе, а следовательно, способно улучшать себя через правильные помыслы и правильные поступки. Всякое действие имеет последствия. Признавая этот «закон кармы», изменчивое «Я» может, прилагая правильное старание уйти от побуждений к дурным поступкам и от возмездия за другие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, достигшего совершенства (арахата), результатом его страраний станет нирвана, состояние безмятежного прозрения, бесстрастия и мудрости, избавление от дальнейших рождений и печали существования.

Кругосвет




Теги: , ,

Будда, Что такое Будда
<