Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Далай Лама



Изображение: 
Далай Лама

Далай Лама (монг.-тиб.: Океан-Учитель, имя земного воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб.: Ченрези), который в тибето-монгольском буддизме постоянно перерождается человеческим образом последние 500 лет, отыскивается по внешним телесным признакам среди 2–4-летних мальчиков и объявляется главой тибетской школы гелуг. Он также признается высшим духовным иерархом другими тибетскими школами и всеми верующими. Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо (1543–1588) монгольским Алтан-ханом в 1578 г. Тибетское «гьяцо» переводится на монгольский язык «далай» и означают «океан».

Сонам сразу оказался третьим перерожденцем, а его предшественники – Гедундуб (1391–1474), ученик Цонкапы, и Гедун Гьяцо (1475–1542) – были посмертно возведены в сан Далай-Ламы (1-го и 2-го соответственно). Правнука Алтан-хана – Ендон Гьяцо – уже «избирали» Далай-Ламой 4-ым и он единственный монгол в этой линии духовной преемственности. Ныне здравствует

Полностью по-русски это имя-звание звучит так: «Океан-Учитель – Держатель ваджры». С конца 16 в. по 1951 г. Далай-Ламы ( а при их малолетстве регенты) фактически руководили тибетским государством. Верующие считают, что знания Далай-Ламы безмерны, как океан, он их лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник. В 17–18 вв. детально разрабатывается многолетняя процедура нахождения и избрания очередного перерожденца из мальчиков, родившихся через 49 дней после смерти предыдущего Далай-Ламы. Последний, зачастую, указывал местность своего будущего рождения. Избранник воспитывался в монастырях школы гелугп, получал фундаментальное образование от лучших учителей страны и в 16–18 лет его торжественно возводили на «Львиный трон». Многие из Далай-Лам были действительно талантливыми буддийскими учеными, авторами многотомных трудов (5-, 7- и 14-ый), основоположниками монастырей (первые три) и искусными политиками.

Далай-Лама V

(Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая до 1959, при к-рой в одних руках сосредоточивалась гражданская и духовная власть; официально был подтвержден кит. императором титул Далай-ламы (1653) и завершилось объединение Тибета. В борьбе за власть над всем Тибетом Далай-Лама V использовал сначала помощь племенного союза монг. племен во главе с хошутом Турубайху, а затем переориентировался на помощь кит. династии Цин; практически уничтожил школу чжонангпа, к-рая вместе с др. школами (кармапа) поддерживала светских правителей, стремившихся к созданию независимого тиб. гос-ва и противостоявших новой политич. силе — империи Цин. С именем Далай-Лама V связано создание грандиозного ансамбля дворца Потола. Агван Лобзанг Джамцхо был талантливым историком и плодовитым литератором (собрание его сочинений составляет 25 томов), он является создателем новой драматургии мистерий цам (чам). Е. Д. Огнева

Далай-Лама VI

(Цаньян Джамцхо, 1683-1706) — духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Далай-Лама V; объявлен кит. императорским двором "фальшивым", поскольку о его воплощении стало известно лишь в 1697. а Далай-Лама V скончался в 1682. Далай-Лама VI отдавал предпочтение светскому образу жизни и под разными предлогами оттягивал окончат. посвящение и принятие обетов гэлюнга (монаха). После смерти регента был низложен (1706) и умер при невыясненных обстоятельствах по дороге в Пекин или, согл. устной традиции, стал скитальцем. Более всего почитается как автор лирич. стихов, содержание к-рых допускает как светское их восприятие, так и мистическое, религ. толкование. Е. Д. Огнева
 

Далай-Лама VII

(Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708-1757) - духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Далай-Лама VI; в кит. традиции дважды (1709, 1719) утверждался в качестве Далай-Лама VI. Его влияние на светские дела начинается с 1751. Он - автор 8-томного собрания сочинений, его интересы связаны с изучением тантрической традиции. Е. Д. Огнева

Далай-Лама VII

I (Джамбал Джамцхо, 1758-1804) — духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности Далай-лам и Панчен-лам, по жребию под контролем амбаней или представителей кит. администрации, завершается строительство Норбулинга — летней резиденции Далай-лам: Тибет становится закрытым для иностранцев. Е. Д. Огнева

 

Далай-Лама XII

 

I (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец Далай-ламы XII: в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложнение тиб.-кит. отношений, ибо Тибет считался вассалом правившей Китаем династии Цин. Во время вторжения англичан в Тибет в 1904 Далай-Лама ХIII вынужден был бежать в Монголию, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. В 1910 Далай-Лама XIII был смещен со своего поста особым эдиктом кит. императора. После Синьхайской революции в Китае Далай-Лама XIII издает в 1913 декларацию, фактически провозгласившую независимость Тибета. В числе своих учителей Далай-Лама XIII называл бурята Агвана Доржиева. Находясь в Монголии, Далай-Лама XIII познакомился с Ф. И. Щербатским и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял интерес к России и перспективам политич. и экономич. контактов с нею, принимал у себя в Лхасе рус. посольство во главе с А. Доржиевым, оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде. Е. Д. Огнева

Далай-Лама 14-й – Тензин Гьяцо

(Родился в 1935 году. Лобсанг Тензин Гьятцо — нынешний духовный лидер буддистов Тибета и территорий, находящихся в зоне тибетской цивилизации (Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия, Бутан и др.). Он родился в 1935 г. в местечке Тенгстер провинции Амдо (Восточный Тибет) в крестьянской семье. В двухлетнем возрасте, в соответствии с тибетской буддийской традицией, был признан реинкарнацией своего предшественника Далай-ламы XIII и, как и все Далай-ламы, земным воплощением Авалокитешвары — Будды Сострадания.

Начиная с шестилетнего возраста, Далай-лама получил традиционное буддийское образование и в возрасте 25 лет был удостоен титула Геше Лхарамба (высшая степень доктора буддийской философии). После вторжения Китая в Тибет (1949–1950) взял в свои руки всю полноту власти в Тибете. После подавления народного восстания в Лхасе в 1959 г. эмигрировал в Индию, где ему было предоставлено политическое убежище. С этого времени постоянно находится в Дхарамасале (штат Химачал-Прадеш), где располагается Тибетское правительство в изгнании. Активно участвует в международной политической жизни, выступая за превращение Тибета в зону ахимсы (ненасилия) с последующей демилитаризацией региона. Лауреат Нобелевской премии мира (1989 г.), он также является автором более 50 книг о тибетском буддизме, в т.ч.: «Моя земля и мой народ» (1962), «Буддизм Тибета» (1991), «Свобода в изгнании» (1992).)

- - -




Теги: ,

<