Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Денме



Изображение: 
Денме

ДЁНМЕ?  (Мааминим, Саббатианство)(на турецком — буквально `перевернутый`, `обращенный`), секта, образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии Саббатая Цви, которая вслед за своим учителем приняла ислам. Внешне соблюдая предписания Корана, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о «трех узах веры» и отвергали практические предписания Галахи; отмечали Девятое ава как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг ха-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл.

К концу 17 в. большая часть дёнме сосредоточилась в Салониках, образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 г. к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 в. численность дёнме составляла три тысячи человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши.

Внутренние конфликты в конце 17 в. — начале 18 в. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из Измира) и Якоблар (от имени шурина лжемессии Я‘акова, провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. Гилгул) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком — `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая как авторитет Я‘акова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой.

В 19 в. начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10–15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины.

Многие члены секты принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875–1926).

Отношение ортодоксального еврейства к учению дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Существовала, однако, и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).

Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены.

- - -

Загадочные дёнме
 

Среди всех прочих причин не последнее место занимало зверское истребление евреев борцами за самостийность Украины – казаками Хмельницкого. Не зря в языке идиш выражение «ви ин Хмельницкис цайтн» – «как во времена Хмельницкого» – означало нечто такое плохое, чего хуже уже и быть не может. До Освенцима и до украинского советского писателя еврейской национальности Натана Рыбака, воспевшего Богдана Хмельницкого, было еще очень далеко.

Поэтому появление Саббатая Цви, объявившего себя Машиахом, было с жаром воспринято в еврейских общинах от Йемена до Польши и Германии. Сам Саббатай Цви родился в Смирне (ныне турецкий Измир) и проповедовать начал в родном городе среди местных сефардов.

Не наше дело в этой маленькой заметке рассказывать о лжемессии, о борьбе благочестивых раввинов с ним, об его изгнании из Смирны и его путешествиях. Это все совершенно другая тема. Но когда Саббатай принял предложение турецкого султана и обратился в ислам (а альтернативой была смертная казнь), когда он получил высокий по турецким понятиям пост капы-баши – коменданта входа в султанский дворец, большая часть даже веровавших в него темных и малограмотных евреев отшатнулась от него. Но некоторая часть сохранила веру в его предназначение. Причем не только в тогдашней обширной Турции. Нас интересуют те, кто перешел в ислам.

Сначала, как им казалось, для вида: будем внешне исполнять требования Корана, а в действительности останемся теми, кем мы были. На первый взгляд, один к одному, как «анусим» – мараны Испании и Португалии. В действительности же – совсем другие. Ибо саббатианцы искажали и оскверняли веру сынов Авраама, Исаака и Иакова так, что их можно было считать кем угодно, но только не евреями.

В целом переход в ислам не был в Турции чем-то уникальным: именно ренегатами из разных народов и конфессий и богатела турецкая земля. И капли турецкой крови не текло в жилах высшего ее слоя. Но эти люди, получившие название «дёнме», что по-турецки значит «перевернутые», повели себя несколько иначе. Они ходили в мечеть, били поклоны при намазах, носили магометанские имена, но никогда не вступали с мусульманами в брак. Впрочем, и в брак с евреями тоже. Тут скорее евреи брезговали ими – и как отступниками, и как еретиками в иудаизме. Турки, в общем-то, тоже видели в них нечто не совсем то. Видеть-то видели, а придраться было не к чему.

 

В XVIII веке большая часть дёнме проживала в Салониках - замкнутая, богатая. Они, правда, раскололись на четыре враждующие по вопросам веры группы, но в делах предпочитали поддерживать друг друга, а не кого-то чужого. Там, в Салониках, родилась девушка, вышедшая замуж за пашу города Филибе (для справки: паша – самовластный администратор территориальной единицы, вроде губернатора, но с куда большими правами; Филибе же – турецкое название болгарского города Пловдив). У них родился сын, названный Кемалем. Имя Ататюрк –«Отец Турок» – он получит позже, когда создаст Турецкую республику.

Надеюсь, теперь читателю понятно, почему исламисты в Турции иногда пишут на постаментах памятников Ататюрку, стоящих во всех без исключения населенных пунктах Турции, “чифут-оглу” – “жиденок”? Если кто из них попадет в руки полицейских или военных – всех, как один, кемалистов – он нескоро выйдет из тюрьмы, если вообще сможет ходить. Но когда Кемаль-паша пришел к власти, Салоники перестали быть турецкими и перешли к грекам. В турецких погромах, которые начались сразу же, погибла значительная часть дёнме: для греков они были турками, и не просто турками – из их числа был и министр финансов Турции Джавад-паша, и министр полиции Талаат-паша, и еще много кто из тех, кто для турок были героями, а для греков (армян, болгар, сербов) – турецкими палачами. Большинство бежало в Турцию и тут совсем растворилось. Но по сей день любой преуспевающий человек в Турции остается на всеобщем подозрении: наверное, он дёнме…

Источник




Теги: , , ,

Денме, Что такое Денме
<