Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Исламские секты



Изображение: 

Официально признанными направлениями исламской религии являются суннизм и шиизм. Шиизм – второе по численности направление в исламе. Это не единое учение, а совокупность множества течений и сект. Все они имеют общие исторические корни и основополагающие идейные положения. Уже к VII – IX вв. шиизм раскололся на несколько группировок. Причиной распада стал вопрос количества имамов. Так появились кайсаниты, зейдиты, имамиты и исмаилиты.

•Кайсанитская секта к XI в. прекратила свое существование. 

•Зейдизм считается самым умеренным ответвлением шиизма. Возник в VIII в. на территории Арабского халифата, что связано с именем Зейда ибн Али (внука имама Хусейна). На протяжении IX – X вв. на землях современного Ирана располагалось зейдитское государство. С X в. до 1962 г. частью Йемена правили имамы зейдитов. Большинство населения этой страны и составляют приверженцы данного течения. Зейдиты придерживаются богословия мутазилитов, а также отличаются от других шиитов некоторыми особенностями культа и быта. Они отвергают имама Махди, временные браки и др. 

•Имамиты принадлежат к одной из основных шиитских сект. Они населяют, прежде всего, территории Ирана и Ирака. Небольшие группы имамитов находятся в Пакистане и других мусульманских странах. Название этой общины происходит от признания ей 12 имамов. Последнего из них, Мухаммеда аль-Махди, или скрытого имама, считают мессией. Он исчез без следа еще в детстве (70-е гг. IX в.). Предание гласит о его возвращении на землю, после чего установится справедливое царство. До тех пор всей жизнью шиитов управляет духовенство Муджтахидов, чей авторитет мистически связан со скрытым имамом. Имамитское учение вместе с суфизмом в средние века использовалось в качестве идеологического народными движениями Ирана и Средней Азии (сеидское движение, восстание сербедаров). 

•Имамитами себя называют те, кто верит в наследственность имамов по роду Али и Фатимы. Приверженцы данного течения не считают законным правление Праведных халифов, кроме Али, и не признают остальных имамов. Таким образом, имамами являются только Али, два его сына, внука пророка Мухаммеда, Хасан и Хусайн, Зайн аль-Абидин, Мухаммад Бакир и Джафар ас-Садика. Эта доктрина является особо важной категорией имамитского учения. Впоследствии имамиты разделились на секты. Это бакириты, навуситы, афтахиты, шумайриты, исмаилиты-вакифиты, мусавиты и иснаашариты (шииты-двунадесятники). Такое дробление связано с тем, что многие не хотели признавать преемников Джафара ас-Садика имамами. Стоит отметить, что доказательства убеждений имамитов основываются на толкованиях Корана и хадисов. Их оппонентами являются сунниты, которые отвергают достоверность и истолкование имамитской доктрины.  

•Иногда выделяются три главных ответвления имамитов: катиты, шуккариты и вакифиты. Позже катиты стали иснаашаритами, доминирующими в имамитской среде. Иснаашариты признают непогрешимость не только 12 имамов, но и дочери пророка Мухаммеда Фатимы. Иснаашариты особенно распространены в таких странах, как Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан. 

•Отделившись в VIII в. от имамитов, появились исмаилиты. Эти представители шиизма являются одними из самых распространенных сект (примерно 20 млн. чел.). Первоначально исмаилиты проживали на территории Арабского халифата, а затем появились в Персии, Сирии, Египте, Бахрейне и др. Отличаются иносказательным толкованием Корана. Отношение к скрытому имаму и мессии совпадает с мнением имамитов. Исмаилиты верят в недопустимость понимания Аллаха, породившего мировой разум. Последний воплотился на земле в определенную историческую эпоху в каждом из 7 пророков: Адаме, Ибрахиме (Аврааме), Нухе (Ное), Мусе (Моисее), Исе (Иисусе Христе), Мухаммеде, Исмаиле. Земными воплощениями мировой души, которую породил мировой разум, стали имамы, последователи пророков. К примеру, апостол Петр при Иисусе или Али при Мухаммеде. Такие имамы объясняют значение проповедей пророков. Создание видимого мира связано с мировой душой. 

•От исмаилизма отделились ассасины (секта наемных убийц) и друзы (более умеренное течение). Потомки последних до настоящего времени живут на территории Сирии.

•Рафидитами часто принято называть шиитов-имамитов. Так сунниты негативно называют приверженцев шиизма (от араб. «рафид» – отвергающий, оставляющий) по причине неприятия власти халифов. Сами шииты придают значению положительный смысл. Они утверждают, что рафидитами являются единственные верующие, отвергшие зло.

К приверженцам ислама относят не только суннитов и шиитов, но и другие представители различных школ и течений. Одни из них просуществовали около десятка лет, другие исчезали, но имели важное историческое или религиозное значение, остальные существуют и поныне. Самые знаменитые мусульманские секты – это исмаилиты, суфии, ваххабиты и мутазилиты.

•Суфизм зародился в VIII в. в шиитской среде. Многие сунниты также следуют учению суфизма. Суфизм представляет собой бродячие ордены монахов-дервишей. Суфии, как исмаилиты, признают мистицизм. В отличие от последних, приверженцев суфизма не беспокоят вопросы политического влияния. Учение суфизма заключается в индивидуальном восхождении к Аллаху. Суфии учат быть в этом мире, но не от этого мира. В данной секте нет централизации власти. Суфии не прикреплены к определенной территории. Они презирают земные блага, в том числе пищу, одежду и т.д. Приверженцы данного направления отрицают необходимость выполнять культовые действия. Суфии полагают, что обряды воплощают собой стремление человека приблизиться к Аллаху, но через них нельзя достичь Всевышнего. Суфизм не признается ортодоксальными течениями ислама по причине мистического учения и отрицания некоторых догм ислама. Однако по этой же причине суфизм имеет множество приверженцев и существует до настоящего момента.

•Мутазилитами (обособившимися, отделившимися) являются члены первой крупной мусульманской школы «спекулятивной теологии», или калама. Появились мутазилиты к IX в. н.э. Басра и Багдад стали местом появления мутазилитских школ (IX – X вв.). Это течение возникло по причине диспутов приверженцев ислама и других религий (христианства, различных мусульманских сект и течений). Главные особенности мутазилитов – это отношение к смертельному греху. Считается, что такого грешного мусульманина стоит отлучать от правоверных, при этом человек не становится неверующим. Ему отводится срединное положение между грешниками и праведниками. Мутазилитами отвергается следование религиозным традициям и авторитетам. На учение приверженцев данного течения сильно повлияли труды античных авторов, среди которых Демокрит, Эмпедокл, Эпикур и пр. Мутазилиты признают свободу воли по причине справедливости Аллаха. Мутазилиты отрицали веру в каждый знак Корана. Данное течение оказало существенное влияние на философию и культуру мусульман.

•В 30-хх гг. XVIII в. Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом было основано одно из радикальных течений внутри ислама. Это ваххабизм. Первая проповедь аль-Ваххаба состоялась перед кочевниками Аравии. Главное отличие данного направления заключается в стремлении восстановить ислам времени Праведного халифата. Это значило полное отрицание культа святых и монашеских орденов. Отличительная черта ваххабизма – радикальный характер его приверженцев. Ваххабиты выступают против иных религий, официального ислама. Данное течение проповедует идеи священной войны, или джихада. Ваххабиты опираются на текст Корана, где предусматривается необходимость вести священную войну против язычников. Однако согласно Корану, джихад не проводят против представителей ислама, а также христиан и иудеев.

 




Теги: , , , ,
<