Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Иудаизм



Изображение: 
Иудаизм

Иудаизм

Иудаизм — монотеистическая национальная религия, которую исповедуют в основном евреи. Сам термин «иудаизм» происходит от греческого слова «йудаисмос», которое появилось приблизительно 1 в. до н. э. и обозначало еврейскую религию в отличие от язычества. Некоторые исследователи считают, что название происходит от имени Йехуда (основатель древнего племени иудеев, от которого произошел весь еврейский народ).

Иудейское вероучение изложено в Танахе (в христианской традиции — Ветхий Завет). Главным принципом иудаизма является признание единого Бога. Сущность иудаизма изложена в стихе Торы (Дварим, 6:4): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един!» (под словом «един» подразумевается и «один», и «единый»). На иврите этот стих называется «Шма» («Слушай»); религиозные евреи произносят «Шма» не менее 3-х раз в день, тем самым декларируя свой монотеизм. Более расширенный вариант основ иудаизма изложен в 10 заповедях в двух местах в Торе (Шмот, 20:2-14, и Дварим, 5:6-18), которая, согласно еврейской традиции, была дарована Богом Моисею (Моше) на горе Синай и с тех пор не подвергалась никаким изменениям. В Талмуде тоже делались неоднократные попытки определить сущность иудаизма. Самым известным определением являются слова раби Гилеля: «Не делай другому того, что ненавистно тебе!» В Средние века (12 в.) известный еврейский философ Маймонид разработал 13 принципов веры: 1) вера в существование Бога; 2) вера в единство Бога; 3) вера в то, что Бог бестелесный; 4) вера в то, что Бог вечный; 5) вера в то, что нужно поклоняться только одному Богу; 6) вера в пророчество; 7) вера в то, что Моисей был величайшим из пророков; 8) вера в Божественное происхождение Торы; 9) вера в неизменность Торы; 10) вера в то, что Бог знает мысли и поступки людей; 11) вера в то, что Бог вознаграждает праведников и карает грешников; 12) вера в приход Мессии (Машиах); 13) вера в воскрешение мертвых. Не смотря на формулировку этих принципов, в иудаизме нет понятия догматов и разрешена относительная свобода интерпретации священных текстов.
Вся история иудаизма характеризуется постоянным процессом взаимодействия и борьбы противоположных понятий — ритуала и этики, партикуляризма и универсализма, равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему, и избранности еврейского народа как носителя Божественного откровения, конечного национального освобождения и личного искупления, стремления к возвращению на историческую родину в Страну Израиля (см. Эрец Исраэль) и приспособления к жизни в диаспоре (см. Галут).


Формирование иудаизма как религии
начинается во II тыс. до н. э. с возникновением принципиально новой концепции — монотеистической идеи единого Бога, творца и властелина Вселенной. Согласно повествованию Торы, Авраам был первым евреем, т.е. он первым совершил обрезание, тем самым заключив Завет с Богом (см. Брит): Бог обещал Аврааму землю Ханаан и многочисленное потомство. Это обещание исполнилось приблизительно в 13 в. до н.э. через Моисея, который освободил еврейский народ из египетского рабства, еще раз заключил Завет с Богом у горы Синай и привел израильтян в Эрец Исраэль (см. Исход из Египта). Еврейская традиция рассказывает о последующем завоевании Ханаана, как о продолжении чудес, дарованных Богом евреям во время скитания по пустыне. После установления оседлого образа жизни, еврейские племена основали монархию, первым выдающимся царем которой был Давид. Считается, что будущий Мессия происходит из рода Давида, поскольку Бог обещал Давиду, что его династия будет вечной. Сын Давида, Соломон (Шломо), построил Иерусалимский Храм, место откуда милость Бога снисходила на народ Израиля. После смерти Соломона в среду евреев начали проникать окружавшие их языческие культы. Ожесточенную борьбу с политеизмом возглавляли пророки, которые в еврейской традиции являются не предсказателями будущего, а людьми, которые общались с Богом, а затем транслировали Его слова остальному народу (см. Пророки и пророчество). Пророки Исайя, Иеремия (Ирмеяху), и др. обличали евреев в поклонении языческим богам, моральном упадке, несоблюдении законов Бога и обещали страшные наказания за такое поведение, вплоть до разрушения Храма.
В 586 г. до н.э. Навуходоносор разрушил Иерусалимский Храм и начал насильственное переселение значительной части населения Израильского царства в Вавилонию (см. Вавилонское пленение). Удивительно, но изгнанные в Вавилон не растворились в местном населении, а создали еврейскую общину, которая затем частично вернулась на родину. Именно эта община разработала новые формы религиозной жизни, которые сегодня и составляют основу иудаизма, а именно: регулярные молитвы, посты, соблюдение Шабата, синагоги и др. В этот период составляется священный канон, который стал ядром Торы.
Захватив Вавилонию, персидский царь Кир в 539 г. до н.э. издает эдикт о возможности возвращения еврейских изгнанников в Иудею и разрешение на восстановление Храма, которое было завершено спустя 70 лет. В этот период в иудаизме начал формироваться принцип партикуляризма, подчеркивающий культовую чистоту и религиозно-этическую обособленность еврейского народа. Первосвященник Эзра и персидский наместник в Иудее Нехемия провели ряд религиозных реформ, результатом которых стало принятие законов Торы в качестве гражданского законодательства. С этого момента началось активное толкование Торы, которое называется Устный Закон.
После завоевания Эрец Исраэль Александром Македонским в 322 г. до н.э. противостояние между иудаизмом и окружающим его языческим миром достигло апогея и вылилось в восстание Маккавеев (см. Ханука). В этот период жреческое сословие (см. Коэн) потеряли руководящее положение и религиозная власть перешла в руки законоучителей и мудрецов, которые занимались толкованием и комментированием Торы, тем самым выработав еврейское право (Галаха), до сих пор регламентирующее повседневную жизнь иудеев.
В 1 в. н.э. Иудея перешла под власть Рима. Этот период отличался большим количеством вооруженных еврейских восстаний, которые жестоко подавлялись римлянами. В 66 г. разразилась Иудейская война, описанная Иосифом Флавием, в результате которой в 9 ава 70 г. до н.э. Второй Храм был разрушен.
В начале 3 в. Иегуда ха-Наси завершил кодификацию Устного Закона и изложил его в Мишне. Последующие многовековые обсуждения мудрецами Мишны собраны в Гемаре и составляют вместе с первой Талмуд (окончательно оформленный приблизительно в 7 в.).
С появлением христианства и ислама иудаизм вступил с ними в непримиримый конфликт: в иудаизме эти две религии рассматривались, как его искажение, а христианство и ислам, в свою очередь, подвергали еврейский народ гонениям за их преданность богоотступнической религии. В то же время именно в Средние века под влиянием христианской и мусульманской теологии предпринимается попытка рационализации иудаизма (см. Маймонид, Нахманид). Также получила развитие противоположная тенденция — мистическое объяснение сущности иудаизма (см. Кабала).
В 18 в. под влиянием Еврейского Просвещения (Гаскала) евреи покинули замкнутость гетто и стали активно включаться во все сферы деятельности окружающих их народов. Это привело не только к экономической, политической и культурной эмансипации, но и к массовой ассимиляции, которая вызвала необходимость модернизации иудаизма. В этот период появляются современные течения в иудаизме: реформизм, ортодоксальный иудаизм и консервативный иудаизм. Каждое течение по-своему решало проблему как еврей может сочетать полную интеграцию в окружающую его секулярную жизнь с сохранением верности иудаизму. Параллельно в Восточной Европе появляется и развивается народное религиозное течение, получившее название хасидизм, приоритетом для которого была простая и искренняя вера, а не талмудическая ученость, и святость в повседневной жизни.
Сионизм, возникший в 19 в., и создание Государства Израиль (1948) еще больше обострили вопрос роли иудаизма в жизни еврейского народа вообще и еврейского государства в частности. Дискуссии на эту тему не прекращаются и сегодня.
Все сущностные идеи иудаизма находят свое выражение в повседневной жизни евреев, как то молитве, праздниках и ритуалах, знаменующих важные этапы жизни. Таким образом, сотворение мира и человека отмечается как духовное обновление в начале года праздником Рош ха-Шана, за которым следуют 10 дней раскаяния и Йом Кипур. Суккот, Песах и Шавуот празднуются в память об Исходе из Египта, скитании по пустыне, даровании Торы и завоевании Эрец Исраэль. Другие иудейские праздники: Ханука, Пурим, Симхат Тора, Ту би-Шват, Лаг ба-Омер. Соблюдение Шабата напоминает о сотворении мира, когда Бог отдыхал на седьмой день. Основными обрядами иудаизма являются обрезание (Брит мила), совершеннолетие (Бар мицва), свадьба (Хупа), траур (Шива, Йорцайт) и др.  Религиозная жизнь иудеев определяется не только религиозным календарем, но и каждодневным соблюдением заповедей (см. Мицва), особое место среди которых занимают законы о питании (Кашрут).
 

 

 

 


Автор: , ,

Последние записи из блогов по теме

Записей блогов пока нет...

<