Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Христианство



Изображение: 
Иисус Христос

Христианство - мировая монотеистическая авраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей.

 

Христианство – религия Откровения

Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Бога человеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

 

Христианство не отвергает и Ветхозаветного Откровения, но считает его единым целым с Новым Заветом.  

История Христианства

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

 

Иисус Христос как основатель Христианства

В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью. Об Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жизни Иисуса Христа мы узнаем из Нового Завета. Согласно Евангелию, Он родился сверхъестественным образом от девы Марии в Вифлееме. В Назарете Деву Марию осенил Святой Дух , и она зачала (см. Евангелие от Луки, глава 1). Когда ей пришло время родить, она находилась в Вифлееме, куда приехала для переписи населения, проходившей в то время. Благодаря этим подробностям ученые могут более-менее точно установить точную дату рождения Иисуса, полагая ее примерно пятым годом до н.э. Родился Иисус в хлеву, ибо Марии и ее обручнику Иосифу не нашлось другого ночлега. После рождения Младенца семья бежала в Египет и жила там до тех пор, пока не умер Ирод, хотевший убить Младенца. Почему царь Ирод хотел его убить? Дело в том, что ко времени рождения Иисуса Христа на небе появилась яркая звезда, известная как «Вифлеемская звезда». Увидев эту звезду, египетские мудрецы шли за ней, предполагая рождение великого человека, царя. Так, следуя за звездой, они пришли к Ироду, рассказав о рождении нового царя. Это послужило толчком для убиения всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но к этому времени по Откровению от Бога святое Семейство бежало в Египет.

О ранних годах жизни Иисуса известно очень мало: лишь то, что Он в 12 лет учил в Иерусалимском храме мудрецов, а они удивлялись Его словам. Он был плотником и был в послушании у родителей.

На проповедь Иисус Христос вышел в 30 лет. У иудеев можно было начинать учить только с 30 лет. Общественное служение Иисуса продолжалось 3 года, во время которого Он проповедовал волю Божию, свидетельствовал о Боге, исцелял, воскрешал умерших, объяснял ветхозаветное Писание, пророчествовал. Он избрал Себе 12 учеников – апостолов, всегда былис Ним рядом в странствии. Лишь некоторые Его ученики были свидетелями Его Преображения (см. напр., Евангелие от Матфея, глава 17, стих 2).

Много людей следовало за Иисусом, но далеко не все принимал Его. Так только несколько человек из начальников иудейских поверили Иисусу Христу, поверили, что именно Он – Мессия, которого они ждали. Однако, начальники иудейские добились распятия Иисуса. На третий день после распятия Иисус Христос воскрес в обновленном теле. На протяжении 40 дней Он являлся Своим ученикам, наставлял их в правильном понимании Писания. А на 40-й день вознесся, обещая, что вернется в конце времен.

После события Сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после воскресения Христа, апостолы начали проповедовать Христа, Его воскресение и все, чему Он их учил.

 

Гонения на христиан

Проповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа.  Если иудеям можно было исповедовать свою религию, то христианам это было запрещено. Апостолы, когда приходили в какой-нибудь город, шли проповедовать первым делом в местную синагогу. Христиан считали за иудейскую секту, их гнали и из синагог.

Историки выделяют как минимум четыре причины гонений на христиан:

1. Христиане не почитали царя за бога, не принимали участия в царских культах, что ставило их в оппозицию существующей власти. Отказ от жертвоприношений царю считалось нарушением законов Римской империи. Иудеям было разрешено не участвовать в этих культах, так как их религия была древней и ее исповедовал целый народ. У христиан этого не было.

2. Христиан обвиняли в преступлениях: разврате, человеконенавистничестве, эдиповских смешениях, в закалании младенцев и т.д.

3. С точки зрения государства, Христианство считалось недозволенной религией.

4. Христиан обвиняли в безбожии, так как они не принимали участия в общепринятых языческих культах.

История Христианства, начиная с 4 века

Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первый Вселенский собор в Никее, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение догматов), ибо к тому времени существовало уже много направлений в Христианстве. В 4 веке Христианская Церковь боролась с арианством. В этом же веке происходит формирование монашества.

При правлении Юлиана (361-363) было вновь воздвигнуто гонение на христиан. За это он получил прозвище «Отступник». Христианство очень быстро распространялось по Римской империи и вскоре стало доминирующей религией.

 

В 5 веке произошел в Церкви крупный раскол; четвертый Вселенский собор в Халкидоне не был принят некоторыми Церквами. Эти Церкви получили название Дохалкидонские (см. подробнее раздел Дохалкидонские Церкви).

На протяжении первого тысячелетия в Церкви походил ряд Вселенских соборов (подробнее см. в разделе Православие), на которых более четко формировалось догматическое и каноническое учение Христианской Церкви.

 

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

 

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол . В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники.

Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиями являются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Ереси в Христианстве

На протяжении всей истории Христианства внутри него появлялось много христианских ересей. Были попытки связать язычество с Христианством, что вылилось в появление гностицизма. История Вселенских соборов – это история борьбы с разными учениями внутри Христианства: арианами, несторианами, монофизитами, монофелитами и др. Из-за появления множества различных учений Христианской Церкви приходилось более четко формулировать свое вероучение, акцентировать некоторые моменты, отделять, где истинное учение Христа, а где заблуждение.

 

Священное Писание

БиблияСвященное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами.

 

Христиане признают Священным Писанием  Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги».  Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютного значения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу.

Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

 

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Основы вероучения Христианства

Христианское вероучение основано на Священном Писании. Хотя некоторых догматических терминов и нет в Священном Писании (Троица, единосущный), по сути оно там присутствует. Например, Иисус Христос учил об Отце, Сыне и Святом Духе, Который есть единый Бог. Фиофилом Александрийским был придуман термин «Троица» для обозначения Отца, Сына и Святого Духа. Термин «единосущный» было взято из философии для обозначения таких слов Христа – «Я и Отец - одно».

Главные догматы Христианства

1. Бог один по существу.

2. Бог троичен в Лицах.

3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом.

4. Иисус Христос был распят, умер и на третий день воскрес.

5. Христос придет в конце времен судить мир.

6. В конце времен мертвые воскреснут.

7. В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно.

8. Во Христе одна Личность – Божественная.

Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.

Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя. Причем, если человек не любит своего ближнего, то тем более он не может любить Бога.

Сущность Христианства

Сущность Христианства полагается в Самом Иисусе Христе, воплощенном Боге. Он пришел на землю, дабы спасти людей от власти греха над человеком, исцелить человеческую природу, зараженную грехом. Бог воспринял человеческую природу, но Сам не имел личных грехов, а исцелил Он ее Своим воскресением в котором произошло преображение человеческой природы. По этой причине, учение о Воскресении Иисуса Христа является центральным догматом Христианства, и без этого догмата Христианство теряет свой смысл.

 Церковь

Понятие «Церковь» имеет два значения, одно – широкое, другое – узкое. В широком смысле, Христос основал на земле Свою Церковь, обещав, что она прибудет в мире до конца времен, и врата ада ее не одолеют. Церковь предстает в Писании в виде образа человеческого организма, главой которого является Сам Иисус Христос, а Его последователи – членами / частями организма. «Церковь» по-гречески – «ekklesia», что означает – «собрание». Днем рождения Новозаветной Церкви принято считать день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятница). С этого дня началась всемирная проповедь Христианства. Было тысячи уверовавших. Первоначально проповедь происходила с чрезвычайными дарами от Бога: проповедью на разных языках, исцелениями, пророчествами и т.д. В узком смысле, церковь – основанные общины христиан в разных городах.

 

Иерархия

Апостолы Христа, основывая церкви в разных городах, рукополагали священнослужителей.  Скорее всего, изначально было только две степени иерархиидиаконы и епископы/священники. На данный момент это сложно сказать, потому что в книгах Нового Завета есть путаница в терминологии. Как бы там ни было очень быстро оформилось три степени иерархии: епископы, священники и диаконы.

 

Богослужение

Богослужение Церкви формировалось под воздействием синагогального богослужения. Однако, с течением времени оно видоизменялось. Были периоды расцвета в Христианстве гимнографии. Центром христианского Богослужения являлась Евхаристия / Литургия / Приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Евхаристия (с греч. «Благодарение») остается центром богослужений почти во всех христианских направлениях, за исключением протестантизма.  Вкушение Плоти и Крови Христа никогда не понималось Церковью как каннибализм, хотя язычники в этом обвиняли христиан. Само Таинство Евхаристии было установлено Христом перед Распятием. В этом Таинстве происходит соединение воскресшего Христа с хлебом и вином, христиане соединяются с Богом.

 

Молитва

Молитва – неотъемлемый элемент христианской жизни. В идеале христианин должен молиться постоянно, во время любого дела. Иисус Христос учил людей как молиться, Сам часто уединялся для молитвы, обличал молитву напоказ, молитву с самооправданием и самовосхвалением. Иисус предложил верующим молитву «Отче наш», которая была записана Его учениками в Евангелии.

 

Рекомендуемая литература по теме

Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. 

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. 

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие

Льюис Клайв Стейплз. Просто христианство

Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. 

Осипов А.И. В чем сущность Христианства.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). 

Сове Б.. Евхаристия в древней Церкви и современная практика.

Шмеман А., прот. Водою и духом.

(c) Специально для энциклопедии  Relig.info

 

 

 

Автор: , ,

Последние записи из блогов по теме
Пасхальные игры на Руси Пасхальные игры на Руси

Пасха на Руси всегда отмечалась с размахом. На праздник Воскресения Христа было принято каждому встреченному человеку говорить слова «Христос, воскресе!» и троекратно целовать. Игры с крашенными яйцами, называемыми крашенками, были любимыми забавами детей. Для детей из бедных семей это была еще и возможность принести домой еду, поскольку выигранные крашенки забирались с собой.


Комментариев: 0
О. Александр Шмеман и Солженицын о старообрядчестве О. Александр Шмеман и Солженицын о старообрядчестве

Однажды Александр Исаевич Солженицын написал "Письма из Америки" в которых критикует Русскую Церковь за гонения на строобрядцев. Главным образом, писатель считал тогда, что если бы Россия осталась быть старообрядческой, то не случилась бы революция.


Комментариев: 0
Польский воин Католицизм и толерантность

Католицизм и идея религиозной толерантности в культуре Беларуси

Данная статья посвящена роли католицизма в развитии идеи религиозной толерантности в культуре Беларуси. Анализ производится на основе методологического подхода истории идей Артура Лавджоя и ряда выработанных автором новаций по исследованию вопроса о веротерпимости.

Праблемы суіснаваньня ў беларускім грамадзтве розных групаў – нацыянальных, рэлігійных, культурных, сацыяльныхі іншых – ня вырашаныя, а хутчэй прыглушаныя.

Паўлінка Клюге, Тацяна Рэвяка

Введение


Комментариев: 0
Герб Речи Посполитой Веротерпимость в Речи Посполитой

Актуальность исследования проблемы религиозной толерантности в Речи Посполитой обусловлена рядом причин. Прежде всего, надо отметить невысокую степень разработки данного проблемного поля в принципе. Советские исследователи приоритет отдавали вопросам национально-освободительного движения, социально-экономическим аспектам истории, а вопросы религии и культуры во многом освещались тенденциозно.


Комментариев: 0
<