Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ранний Буддизм



Изображение: 
Ранний Буддизм

Ранний буддизм

История возникновения  буддизма

Условия возникновения, личность Будды , священные тексты

Буддизм – самая ранняя по времени возникновения мировая религия. Он зародился в сер. 1-го тысячелетия до н.э. на территории северо-восточной Индии.  В этом регионе позиции старой религии брахманизма осложнялись возвышением иного благородного сословия – кшатриев (воинов, правителей), связанным с развитием государственности. Кроме того, по всей Индии ведическая религия переживала кризис, что выражалось в появлении различных сект и течений, отвергавших авторитет Вед, сложную культовую практику и стремившихся к самостоятельному поиску истины. Одним из таких мудрецов-отшельников, искавших истину и был Сиддхартха Гаутама – исторический основатель буддизма.
По легенде, после рождения к младенцу призвали астролога, который на основании 32 признаков сообщил царю, что этот ребенок может стать либо великим правителем либо мудрецом, познавшим истину – пробужденным (на санскр. – буддой). Конечно, отцу не хотелось, чтобы его единственный сын стал отшельником, размышляющим о смысле жизни.C самого детсва молодого Сиддхартху стараются оградить от  проблем и несчастий этого мира, он растет в атмосфере праздненства. Так беззаботно царевич из рода Шакьев живет в своем родном городе Капилавасту до 29 лет, у него появляется жена и ребенок. Однако в этот период происходят четыре легендарные встречи или четыре мимолетных взгляда, изменившие его дальнейшую судьбу. Первые три встречи – с больным, стариком и похоронной процессией заставили задуматься Сиддхартху о том, что жизнь полна страданий и ни богатство, ни знатность не могут избавить от них, а также об изменчивости и преходящести всего в этом мире, кем бы ты ни был – царем или бедняком, тебе не избежать старости и смерти. Во время четвертой встречи Сиддхартха увидел мудреца-отшельника, погруженного в медитацию и понял, что существует путь избавления от страданий и непостоянства и этот путь – самоуглубления, самопознания. Итак, в 29 лет молодой принц покидает дворец и становится на путь духовных поисков. Он слушает многих учителей, осваивает различные практики, но ничто не приближает его к истине. После длительного голодания он осознает бесполезность истязания своего тела и ошибочность крайностей. Пятеро отшельников, практиковавших с ним, покидают будущего будду, посчитав его отступником. Погрузившись в созерцание под баньяновым деревом Сиддхартха решает, что не встанет с этого места, пока не достигнет просвещения. Во время медитации ему открываются все новые и новые истины, пока, наконец, он не познает абсолютную истину и в этот момент на земле появляется всецело пробужденный – будда. В 35 лет царевич Сиддхартха Гаутама становится буддой и начинает проповедовать свое учение. Первая проповедь состоялась в Оленьем парке возле города Бенарес. Слушателями были те пять аскетов, которые прежде покинули его. С этой первой проповедью буддизм обрел три драгоценности или прибежища, принятие которых позволяет человеку считаться буддистом: прибежище в Будде, прибежище в Дхарме (его учении) и прибежище в Сангхе (буддийской общине).  После проповеди в родном Капилавасту жена и сын Сиддхартхи также вступили в монашескую общину, а царь, лишившийся последнего наследника взял с Будды слово, что он не станет принимать в монахи единственного сына без согласия родителей, и с тех пор это правило соблюдается во всех буддийских странах. В возрасте около 80 лет в местечке Кушинагар Будда покинул этот мир. Дав последние наставления своим ученикам опираться только на собственные силы, быть светильниками самим себе, он погрузился в созерцание и вступил в нирвану. Официальная, принятая Юнеско, дата паринирваны (окончательный уход в нирвану) Будды Шакьямуни – 544г. до н.э. После смерти учителя по традиции монахи кремировали тело. В прахе были найдены особые кристаллические образования в форме шариков, характерные для тел святых – они и стали первыми буддийскими реликвиями. Эти шарики стали помещать в конусовидные строения – ступы, ставшие одними из основных культовых строений буддизма. Когда реликвии закончились, в ступы стали ложить тексты учения Будды – сутры, как его духовное тело. По преданию, вскоре после паринирваны Будды его ученики собрались на Первый буддийский собор, на котором воспроизвели все, чему он учил, таким образом на свет появились три корзины буддийского учения или Трипитака. Первая часть Трипитаки называется Виная-питака и посвящена главным образом уставу монашеской общины, вторая часть носит название Сутра-питака и состоит из поучений и высказываний самого Будды и его ближайших учеников, третья – Абхидхарма-питака или высшее учение, освещает философские и психологические вопросы буддизма.

Основы учения раннего буддизма

Четыре благородные истины, Благородный Восьмиричный Путь, основные понятия

Будда не стремился создавать религию со сложными догматами, культовой практикой, основанной на авторитете его слов. Он отказывался отвечать на вопросы о конечности или бесконечности мира, смертности и бессмертии познавшего истину и тому подобное, считая их бесполезными.   Прежде всего, он хотел показать путь, с помощью которого любой человек сможет на собственном опыте познать истину, открывшуюся Будде: «И теперь не верьте всему, что я сказал, только потому что это сказал Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом». Сущностью его учения и основой всей буддийской религии являются так называемые Четыре Благородные Истины буддизма, провозглашенные во время первой проповеди в Оленьем парке.

Первая – истина о страдании. С точки зрения буддийской традиции человеческая жизнь полна страданий – не имея желаемого (богатства, известности, здоровья) мы страдаем, имея все это, боимся потерять. Мир изменчив и непостоянен и даже в мгновения наслаждения, счастья мы понимаем их преходящесть и страдаем.

Вторая истина – истина о причинах страдания: жизнь полна страданий из-за наших привязанностей, страстей и желаний.

Третья истина о прекращении страдания, гласит, что существует состояние свободное от страданий. Это и есть нирвана.

Последняя Благородная Истина указывает путь, с помощью которого каждый человек сможет достичь нирваны, в буддизме он также известен как Благородный Восьмеричный Путь. Может показаться, что буддизм – религия пессимизма, но это было бы заблуждением. Великий буддийский мудрец Шантидэва писал:
Что бы ни выпало мне на долю,
Пусть неизменной будет радость моя.
Ибо в печали я не достигну желаемого,
И мои добродетели истощатся,

К чему печалиться,
Если все можно еще поправить?
И к чему печалиться,
Если ничего уже исправить нельзя?

Первые две истины раскрывают проблему человеческого существования. Две последние истины оптимистично указывают на возможность избавления от страданий и предлагают путь, ведущий к такому состоянию. Что же это за путь?

 

Благородный восьмеричный путь

Согласно традиции, Благородный Восьмеричный путь  состоит из 8 «ступеней», которые можно разделить на три этапа:

I. Этап мудрости. Включает в себя

1)Правильное воззрение

2)Правильную решимость.

На этом этапе человек осознает и принимает учение о Четырех Благородных Истинах и решается встать на путь освобождения от страданий
 

II. Этап нравственности состоит из трех ступеней:

3) Правильная речь (буддист должен избегать лжи, клеветы, брани),

4)Правильное поведение 

5)Правильный образ жизни.

Правильное поведение подразумевает соблюдение пяти обетов или заповедей (панча-шила):
1)    отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса);
2)    отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому(астея);
3)    отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья);
4)    воздержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара);
5)    отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Правильное поведение обуславливает Правильный образ жизни. Буддист должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.
III. Этап сосредоточения. Является собственно этапом психотехники, с помощью которой человек достигает состояния нирваны. В него входят:

6)Правильное усердие (усердие в занятиях психопрактикой, работой над сознанием, избавлении от вредных мыслей),

7)Правильное направление мысли или памятование (осознавание вещей такими, какими они есть, без привязанностей и иллюзий, постоянный контроль над своими мыслями и психофизическими процессами) и

8)Правильное сосредоточение, или правильный транс. Последняя ступень предполагает все более глубокое погружение в медитацию, сосредоточение, достижение различных уровней состояний сознания (вплоть до полного исчезновения различий, ощущения себя как отдельной личности и т.д.), которое ведет к прекращению страданий – нирване.

Согласно буддийскому (да и не только) мировоззрению, каждое следствие имеет свою причину. Этот закон причинно-следственных отношений в индо-буддийской культуре называется кармой. Карма для буддистов – это безличная сила,  или закон, действующий в нашем мире. В отличие от других индийский религий, где карма устанавливается и регулируется богом,  буддизму понятие бога чуждо. Совокупность всех действий человека в этой жизни согласно закону кармы обуславливает его следующее перерождение. Этот круговорот рождений-смертей именуется сансарой (не только в буддизме, но и в других религиях Индии). Главной характеристикой сансарического существования является страдание, а целью почти всех индийских религиозных систем – преодоление, выход из этого колеса сансары.
Поскольку все в мире непостоянно, то и учение о постоянной, бессмертной человеческой сущности или душе в буддизме отсутствует. В рамках буддийской традиции эта теория несуществавания неизменного «Я» или личности называется анатмавада. Исходя из теории анатмавады наше понятие индивида, души основано на иллюзии, а привязанность к «Я» является главным препятствием к освобождению. Что же тогда перерождается? На самом деле идея переселения душ также не признается буддизмом. Согласно учению, существуют определенные группы элементов или скандхи (с санскр. – собрание, куча), их соединение и образует то, что мы именуем человеком, личностью. Таких групп пять:
1)    скандха формы (рупа) включает в себя область чувственно воспринимаемого и материального;
2)    скандха чувства (ведана), то что ощущается как приятное, неприятное или нейтральное;
3)    скандха распознования (самджня) включает осознание различий и формирование понятий;
4)    скандха мотивирующих факторов (самскара) – побуждения, решения, бессознательные установки и т.д. Эти волевые факторы и формируют характер человеческой кармы;
5)    скандха сознания (виджняна) – собственно сознание как таковое, воспринимающее и познающее объекты.
Осознание того, что и тело и сознание или ум не являются целым, единым, но лишь собранием отдельных групп элементов, противодействует привязанности к «Я». Эти пять групп состоят из дхарм или простейших элементов, неделимых частиц бытия. Как видим в буддизме понятие дхарма может пониматься двояко – и как учение, закон (сами буддисты называют свою религию просто «Дхарма» или «Буддхадхарма» - учение будды), и как элементарная частица. Эти элементарные частицы или дхармы мгновенны, они появляются и исчезают, существуя ничтожно малое количество времени. Таким образом, наш мир, в буддийской традиции – это непрерывный поток постоянно меняющихся дхарм в соответствии с законом причинно-следственных отношений, законом кармы. И человек такое же непостоянное и мгновенное явление, а говоря о перерождении, прежде всего подразумевается общая энергия всех действий, которая обуславливает новое соединение групп дхарм, воспринимаемых как личность. Но это не будет один и тот же человек. Представим себе бильярдный шар, который при ударе передает свою энергию другому шару, обуславливая его траекторию, но не становясь тем вторым шаром и не переселяясь в него, просто его совокупная энергия явилась причиной начала движения другого шара в соответствии с законом кармы.
 

Буддийская космология

В заключение, коротко рассмотрим представления буддистов об устройстве вселенной. Следует оговориться, что вопросы космологии в буддийской религии никогда не играли первостепенной роли, тем не менее они являются частью буддийского мировоззрения и забывать о них было бы неправильно. Итак, традиционно вселенная в буддизме имеет троичную структуру – она состоит из трех уровней или миров: мира желаний (чувственного), мира форм и мира не-форм.
В мире желаний пребывают практически все живые существа – люди, животные, голодные духи, обитатели адов и часть богов. В центре земли находится огромная гора Сумеру. Эта гора окружена несколькими кольцами других гор, за которыми расстилается гладь мирового океана, в котором находятся 4 континента. Формиравание мира происходит сверху вниз. В начале возникает дворец бога Брахмы, потом появляются остальные боги, которые видя Брахму решают, что он вечен, был всегда и всех создал – так возникает вера в бога-творца. Люди первоначально подобны богам, но со временем наступает период нравственного упадка и люди начинают ненавидеть друг друга. Тогда появляется человек, который исправляет ситуацию и учит человечество дружелюбию. После улучшения нравов вновь начинается этап деградации. Далее периоды возрастания и убывания повторяются много раз. Четыре этапа существования мира – пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого), формирования, пребывания (когда космос стабильно пребывает) и разрушения образуют космический цикл или махакальпу («великий период»). Мир форм характеризуется отсутсвием грубой материальности. Обитатели этого мира не страдают от боли и не подвержены стремлению к удовольствиям, они  находятся в состоянии медитацианного сосредоточения. Время пребывания здесь очень велико, так как мир форм не подвержен разрушению. В мире не-форм отсутсвуют какие-либо местопребывания, здесь нет ни времени, ни пространства. Только наиболее продвинутые йогины (те, кто занимается психопрактикой) могут достичь этого уровня. Но и это еще не нирвана, а часть сансары, и рано или поздно йогин переродится на низших уровнях. Таким образом, рождение в мире не-форм не считается благоприятным и рассматривается как пустая трата времени. Кстати, именно достижение этого уровня, по мнению буддистов, воспринимается представителями других учений как окончательное освобождение и цель.
Часто подчеркивается, что именно человеческое рождение, как срединное между обитателями адов и божествами, погруженными в обманчивое блаженство, наиболее благоприятно для освобождения от страданий колеса сансары.  Таких миров троекосмий великое множество, они существуют, подобно нашему, никем не созданные. Причина их возникновения – энергия кармы существ предыдущего мирового цикла.

Предпосылки возникновения Тхеравады и Махаяны
 

С самого начала существования в буддизме ставился акцент на личный опыт познания истины. Именно личное переживание, а не приверженность догмам или авторитетам венчало собой буддийскую религиозную практику. Это способствовало возникновению разнообразных позиций и интерпритаций учения Будды. В течение первых веков в рамках буддизма появляется около 20 школ, поэтому этот период нередко называют «сектантским периодом».  Между школами существовали различия во взглядах на реальность дхарм, основную цель совершенствования на буддийском пути, природу Будды и т.д. Несмотря на своеобразие каждой школы, все они представляли две большие группы – стхавиравадинов (пали: тхеравадинов) и махасангхиков. Школы стхавиравадинского направления – последователи «учения старейшин» считали, что именно они представляют первоначальное, истинное учение Будды. Они учили, что дхармы существуют реально; главная цель буддийского пути – архатство (святость, то есть достижение освобождения от страстей, привязанностей и выход из колеса сансары) и уход в нирвану. Достичь этой цели может каждый человек, полагаясь на свои силы и следуя примеру Будды. Сам Будда, в понимании стхавировадинов, был обычным человеком, благодаря своим усилиям достигшим освобождения. Опозиционное движение «учению старейшин» представляли махасангхики или «великообщинники». Окончательное отделение махасангхики, как принято считать, произошло на Втором буддийском соборе, где ее последователи поддержали «пять положений о несовершенстве архата», провозглашенных монахом Махадэвой. Вместо эгоцентрического, с точки зрения махасангхиков, идеала архата они возвышали идеал бодхисаттвы (человека, существа, принявшего решения стать буддой или уже достигшего этого ради освобождения и спасения всех живых существ), открывая возможность спасения не только монахам, но и мирянам. Махасангхики выступали за либерализацию установлений, связанных с монашеской общиной, за более доступное учение и включение в буддийскую общину мирян. Кроме того, сам Будда, в представлении «великообщинников», был не просто человеком, приобщившись к вечной и надмирной истине, он сам стал неким надмирным принципом, а его природа – трансцендентной и сверхъестественной. Конкуренция между стхавиравадинами и махасангхиками существовала во всех регионах буддийской Индии. Значительную поддержку стхавиравадины получили от царя Ашоки, который опирался преимущественно на «учение старцев», хотя толерантно относился ко всем школам. Период правления царя Ашоки считается временем подъема и начала мирового распространения буддийской религии. По его инициативе был созван Третий буддийский собор, на котором шла речь о примирении различных буддийских школ, были скомпилированы основные составляющие канона – Трипитаки (хоть и не в окончательном виде), принято решение о миссионерской деятельности по всему миру.
Таким образом, с начала своего становления буддизм не был однородным явлением, в рамках буддийского учения возникали и развивались различные школы и направления, которые представляли две группы – стхавиравадинов и махасангхиков. Именно эти две группы и дали начало основным направлениям буддизма – тхераваде (хинаяне) и махаяне.
 


Автор: , ,
<