Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Шиизм



Изображение: 
Shia
Понятие «шиизм» (от араб. шиа) означает группу приверженцев, партию, секту. Шиизм – это не единое целостное учение или сплочённая церковная организация. Однако множество шиитских течений и сект (исмашиитов, друзов, алавитов и др.) связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Шиизм является вторым по численности направлением в исламе после суннизма.
 
Общая численность шиитов в мире составляет около 180 млн. Основные страны распространения приверженцев шиизма – это Иран (87% всех жителей), Пакистан (около 20%), Ирак (59%), Индия (1%), Турция (около 16%), Йемен (38%), Азербайджан (56%), Афганистан (21%), Саудовская Аравия (14%), Сирия (15%), Ливан (40%), Кувейт (20%), Бахрейн (64%), Объединенные Арабские Эмираты (17%), Оман (7%), Катар (11%).
 
Главным положением шиизма является признание 4-го халифа Али (двоюродного брата Мухаммеда) и всех его прямых наследников. Потомки Али признаются единственно законными преемниками пророка Мухаммеда. Только они могут становиться духовными и светскими руководителями общины мусульман. Имамат божествен и непогрешим. В этом состоит важнейшее отличие шиитов от суннитов. Последние не признают за халифами сверхъестественных свойств и могут их избирать или назначать. Шииты, за исключением зейдитской и кайсанитской сект, расценивают имамов как непогрешимых духовных лиц на земле. Шиизм оставляет за имамами право наследственного перехода власти, которую они принимают напрямую от Аллаха. Таким образом, имамы получают знания без образования. Любое религиозное или политическое решение имама является единственно верным. В этом состоит серьезное отличие от суннитского направления ислама, где окончательным решением принято считать общее мнение теологов и иных авторитетов ислама. Также отличием является и признание непогрешимости и чистоты: в суннизме такое качество принадлежит лишь Пророкам. Шиитское течение джафаритов признаёт непогрешимость как 12 имамов, так и первой жены пророка Хадиджи и его дочери Фатимы.
 
Основными различиями у шиитских течений и сект являются процесс передачи
власти в общине и обрядовая практика.
 

Развитие вероучения

Период 2-й половины VII в. ознаменовался появлением особого направления в исламе – шиизма. Его родиной стал город Куфа, который расположен на территории современного Ирака. Причиной возникновения шиизма явился исламский раскол, связанный с борьбой за власть. В результате Али ибн Абу Талиб и его потомки были признаны единственно законными правителями особой группой верующих. Далее шиизм распространился по всей территории Ирана. При этом он вобрал в себя элементы зороастризма, митраизма, несторианства и т.д. К XVI в. шиизм стал господствовать в Иране, получив титул государственной религии.
 
В VII – IX вв. шиизм распался на несколько ветвей. Причиной стал вопрос числа имамов. Таким образом, появились кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты. Еретическими и крайними признаются шиитские учения исмаилитов и сект, обожествляющих имамов-алидов (Али-илахия). Эти течения также распались на множество сект. Умеренными шиитами считают имамитов и зейдитов.
 

Священное Писание и Священное Предание у шиитов

Священная книга шиитов – Коран. Они полагают, что в османовой редакции Корана не достаёт аятов об Али. Шиитскими богословами признается иносказательный метод истолкования Священного Писания. Это недопустимо в суннизме (см. Суннизм). Шииты уверены в недоступности сокровенных истин большей части людей, за исключением лишь избранных. Такими верующими могут являться имамы, муджтахиды и т.д. Современные шииты признают философизацию богословия. 
 
Шииты, как и сунниты, почитают Сунну. Однако в отличие от суннитов, приверженцы шиизма отрицают многие хадисы (восходящие к недоброжелателям Али). Священное предание шиитов называется Ахбаром (араб. известие, сообщение). Ахбар, как и Сунна, состоит из поступков и высказываний пророка Мухаммеда. Они служат дополнением к Корану, решая социально-экономические и общественно-правовые вопросы. Тексты ахбаров зачастую тождественны суннитским хадисам. Главное отличие состоит в именах передающих их людей. Коран и ахбары – источники шиитского шариата.
 

Шиитские праздники и посты 

Праздники и посты у мусульман совершаются по лунному календарю (см. Суннизм). Лунные месяцы нельзя ассоциировать с григорианским календарем по причине того, что они наступают примерно на 11 дней раньше.

Приверженцы шиизма, как и суннизма, признают следующие праздники государственными:
 • праздник жертвоприношения,
 • праздник разговения,
 • день рождения пророка,
 • ночь чудесного вознесения пророка на небеса,
 • ночь предопределения.
 
Принято отмечать дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особо пышно проводится Шахсей-вахсей, или Ашура. Это траур по имаму Хусейну. 
 
У шиитов широко распространено празднование в марте Нового года, или Нового дня – Ноуруз (Навруз). Это обряд доисламского периода, связанный с возрождением природы и днем начала сотворения всего существующего. 
 
Общим постом для всех шиитов является ураза, или саум. Он длится на протяжении всего священного месяца Рамадан. От восхода солнца и до его заката запрещены еда и вода, интимная близость и курение (в том числе пассивное). От правил поста можно отказаться не только детям и несовершеннолетним, но и больным, старым людям, а также беременным и кормящим женщинам. То же относится и к путешественникам. В случае отсутствия возможности воздержания в месяц Рамадан, шииты могут перенести пост на другое время или совершить пожертвование бедным. Заканчивается пост торжеством Ид аль-фитр (Ураза Байрам), или праздником Разговения.
 

Духовная и обрядовая жизнь

В духовной жизни шиитов ключевое место отведено почитанию имамов. Действия имама являются не только всегда верными, но и достойными примера. В этом заключается главное отличие шиитов от суннитов. В религиозных вопросах следует подражать также муджтахидам (исламские богословы, духовные авторитеты). Их роль сводится к замене 12-го Имама на время его отсутствия.
 
Культ святых (мучеников), в особенности Али и Хусайна, более свойственен приверженцам шиизма. Почитаются также потомки и члены семей имамов. Так появилась традиция паломничества по святым местам, где захоронены имамы. Самые известные из них Неджеф и Кербел в Ираке, Мешхед в Иране и др. Паломников принято называть в соответствии с тем местом, где они побывали. Например, Мешхеди, Карбалаи и т.д.
 
Основные обряды шиитов схожи с суннитскими и совершаются по общим для мусульман канонам. Традиция хаджа, так же как и все 5 столпов мусульманской веры (см. Суннизм) распространена обоими направлениями ислама. Однако вместе с Меккой шииты посещают и места погребения Али (Неджеф), имамов Хусейна (Кербаль) и Резы (Меш-хеде). 
 
В шиизме принято заключение временных браков, приравнивающихся к обычным. Сунниты же расценивают данный обряд как прелюбодеяние.
 
Отличительная черта шиитов проявляется в создании тайных группировок. В основу этой традиции легли идеи неразглашения своих взглядов, или такия. Шииты обязаны ее придерживаться, в то время как сунниты прибегают к такии только в случае опасности.  Приверженцы шиизма убеждены, что такия может уберечь их близких в будущем. 

Автор: , ,
<