Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Традиционные религии Африки



Изображение: 
Традиционные религии Африки

Африка, подобно другим частям све­та, является «глубоко верующим» кон­тинентом. Но в отличие от Азии, Ев­ропы, Северной и Южной Америки и Австралии, где преобладают мировые религии (в Азии — ислам, буддизм, а на остальных континентах — хрис­тианство), в Африке, особенно в её тропическом и южном регионах, гос­подствуют так называемые традици­онные африканские религии.
Что же представляют собой тра­диционные африканские религии? В широком смысле так принято имено­вать религиозные представления, ве­рования и культы африканских наро­дов, формировавшиеся на протяже­нии долгого времени. Они продолжа­ют существовать и сегодня, меняясь вместе с африканским обществом.
Традиционные африканские ре­лигии распространены преимущест­венно южнее Сахары. Хотя точных статистических данных нет, можно утверждать, что их приверженцами является свыше половины населения этого огромного региона, т. е. десят­ки миллионов человек. Надо также учесть, что и среди тех, кто официаль­но причисляет себя к последователям других верований, немало «скрытых» последователей традиционных афри­канских религий. Сторонний наблюдатель чаще всего воспринимает традиционные африканские религии через колоритную, далеко не каждому понятную, а иногда и устрашающую религиозную символику: ритуальные маски и ваяния, обряды жертвоприношений,  пляски колдунов в причудливых одеяниях и головных уборах, впадающих в транс мужчин и женщин... Между  тем всё это хотя и имеет экзотическую, самобытную форму, по сути своей не является чем-то исклюй тельным, выходящим из общего религиозного развития народов. Огромный фактический материал, собранный исследователями разных стран, говорит о том, что начиная с древнейших времён религиозная жизнь африканцев проходила этапы,  общие для всего человечества.

В наше время в Африке многие лю сохраняют глубоко религиозное восприятие окружающего мира, унаследованное от предков. И оно при ближайшем рассмотрении далеко не примитивно, в нём присутствуют же образы и понятия, что и у других народов мира.
Одним из ключевых положений религиозного мировоззрения африканцев является вера в то, что в земной и неземной жизни всё взаимосвязано,  что после смерти тела продолжается «неземная» жизнь и душа человека даже способна вернуться обратно в земной мир, но уже в ином виде, в ином качестве.
В 1946 г. деревенские старейшины догонов — небольшого народа,  живущего в излучине реки Нигер территории современного государства Мали, — решили открыть французскому этнографу Марселю Гриолю, которого они уважали как серьёзного  искателя истины, тайные аспекты спвоей религии. Один из старейшин провёл с Гриолем 33 дня, воссоздав, для него космологию догонов — представления о происхождении и развитии вселенной, о богах, о месте человека в земной и потусторонней жизни.
Гриоль и ранее знал, что у догонов существует сложная иерархия бо­жеств и духов, что они чтут бога-первосоздателя Амма и других богов. его поразило, что религиозные обря­ды догонов обнаруживают очень тон­кое и глубокое содержание. Даже не­значительный предмет повседневной жизни может выражать самые слож­ные космологические представления. Космология догонов символически отображается и в деревенской архитектуре, и в методах ведения хозяйст­ва. Например, зернохранилища, по­строенные в форме ящиков с острым шпилем наверху, «изображают мировую систему и её устройство». Главные части зернохранилища соответствуют главным органам Нуммо, той «жиз­ненной силы», которая некогда заключалась в Воде и Слове и затем стала источником всего живого и неживого на земле, в том числе и первых людей. Зернохранилища в созна­нии догонов ассоциировались также с лежащей на спине женщиной — она лицетворяет солнце; её поднятые п ги и руки — это четыре стойки, опирающие крышу, которая символизирует небо.
Вселенная, космос представлялись догонам «в форме остроконечной корзины с квадратным основанием», на каждой стороне которой . расположено по десять ступенек, ведущих к вершине. На этих ступеньках помещались символы всех живых су-ществ и растений.
Из подобных представлений, более или менее сложных, тысячелетиями складывались образы вселенной и у других африканских народов. Происхождение неба, солнца, луны, звезд, суши, воды, наконец, растений, кивотных и человека отразилось в шогочисленных мифах, легендах, греданиях.

- - -

Мировые религии также представлены в Африке, но утвердились они там, если сравнивать с традиционными религиями, недавно. На северо-востоке континента (главным образом на территории современной Эфиопии с VI в. получило распространение монофизитство — одно из еретических направлений в раннем христианстве. В Северной Африке, Египте, Судане, на Восточно-Африканском побережье и частично в Западной Африке с VII—VIII вв. активно утверждался ислам. И наконец, в XV—XVI вв. с началом европейских колониальных завоеваний вместе с христианскими церковными миссиями стали активно развиваться различные направления христианства. Хотя первые ростки христианства появились в Африке значительно раньше: уже в I—II вв. н. э.
 


Автор: , , , ,

Последние записи из блогов по теме
инициации в Африке Немного об африканских инициациях

Вот как описывает внутренние переживания африканца современный журналист С. Кулик, наблюдавший церемонию посвящения у народа сабуру:


Комментариев: 0
<