Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ересь



Изображение: 
Ересь

Ересь (греч. "выбор", "избранный образ мыслей") — исповедывание религиозных идей, противоречащих догматике данной религии и мнению общепризнанных в ней авторитетов. Термин "ересь" непосредственно родился применительно к христианству, но, по сути, он имеет отношение ко всем трем теистическим религиям (см. Теизм), базирующимся на Библии и библейских смыслах, — к иудаизму, христианству, исламу. В самой Библии нет специального термина для обозначения ереси и еретиков; как некий прототип инспирирующего ересь может рассматриваться лжепророк или "сновидец", говорящий "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали" (Втор 13:2). Скорее же, речь идет здесь об отступничестве, что не тождественно ереси, поскольку еретик не отвергает данной религии, но считает себя чаще всего самым верным ее адептом. В этом смысле понятие "ересь", хотя и не оформленное еще терминологически, появилось в сложную эпоху внутренних споров и размежеваний в иудаизме в 1 в., в эпоху становления христианства. Возможно, талмудический термин (см. Талмуд) миним, который можно перевести как "еретики", относится к иудеохристианам. В целом же определение ересь в иудаизме затруднено отсутствием в нем официальной догматики, строгой иерархичности, единой центральной инстанции, обладающей общепризнанным авторитетом в религиозных вопросах. Тем не менее есть секты и учения, признанные в иудаизме ересь (см. ниже).

Таким образом, понятие "ересь" наиболее четко кристаллизуется в христианской традиции, начиная с самых ранних этапов ее развития. В христианской церковной догматике ересь — сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем — выделение из состава Церкви какой-либо новой организации. Согласно Н. И. Барсову, ересь нужно отличать: 1) от раскола, который также означает обособление от состава церковного общества верующих, но вследствие неподчинения данному иерархическому авторитету по разногласию, действительному или мнимому, в обрядовом учении; 2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, произошедших вследствие того, что тот или другой вопрос самой Церковью не был в данное время предусмотрен и решен. Такие мнения встречаются нередко, притом у многих авторитетных учителей и даже Отцов Церкви (например, у Дионисия Александрийского и особенно у Оригена — см.) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были еще сформулированы в символах и подробных вероизложениях Вселенских и поместных Соборов. Источниками ересей обыкновенно было: во-первых, нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением и стремление скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими. Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство. Ересь Вардесана, монтанизм, мессалианство и многие иные секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы [см.] и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще апостолы и Отцы Церкви 2 и 3 вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало рационалистические ереси 3 и 4 вв. (монархиане, субординационисты и т. д.). Во-вторых, стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его философскими и диалектическими методами последнего. В-третьих, самобытное богословствование христианских учителей на основании Св. Писания (см. Библия) и чистых начал разума, лишенное узаконенных Церковью руководящих начал — церковного предания и общего голоса Вселенской Церкви. Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения Церкви. Кроме указанных трех категорий учений — ересей, расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения Церкви находятся еще т. н. частные или личные мнения церковных учителей и Отцов Церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которые Церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, например, некоторые мнения Евсевия Кесарийского [см.], Григория Нисского [см.] и др.).

Свободомыслие отдельных ересей доходило до признания вечности и несотворенности Богом материи (Давид Динанский), извечности мира (Феодосий Косой), до отрицания учения о Троице, Иисусе Христе, Спасении, святости Церкви. Церковь и государственные власти жестоко преследовали приверженцев ереси, их осуждали на Вселенских Соборах, отлучали от Церкви, уничтожали.

Ересь и Православие

Ересь  – намеренное искажение православной догматики.
В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. ???????) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями (5:17; 15:5; 26:5).

В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.

Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, "слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине".

Возникновение ересей предсказывал апостол Пётр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения (Гал. 5:20).

Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства.  Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. ????????? – православие, правоверие, правильное знание, суждение).

Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (?????????? - другое, отличное от правильного учение, знание).

Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, - говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. - Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».

Следуя знатоку церковного права епископу Далматинско-Истринскому Никодиму (Милашу), ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

"В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви", - пишет Е. Смирнов, - "есть некоторая последовательность и система, именно — переход от общего к частному. Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта.
Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой — язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему.
Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это — ереси антитринитариев.
В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.
В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских".

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).

 




Теги: , ,

Ересь, Что такое Ересь
<