Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Гог и Магог



Изображение: 
Гог и Магог

Гог и Магог — в эсхатологии иудаизма, христианства и ислама — олицетворение сил зла, с которыми в конце времен сразится Бог и Его воинство. Источником апокалиптических (см. Апокалипсис, Апокалиптика) представлений о Гоге и Магоге является Книга пророка Йехезкеля, или Иезекииля. Согласно ее иудейскому прочтению, Гог — живущий в земле (стране), Магог предводитель (князь) народов Мешех и Туваль (Фувал); согласно христианскому прочтению, к этим народам добавляется еще Рош (ивритское наси рош может быть понято и как "верховный князь", и как "князь Роша"). Так или иначе, Гог в пророческих видениях Йехезкеля выступает как антагонист народа Божьего и Самого Всевышнего, как символическое воплощение враждебных Израилю (см. Йисраэль) народов, которые придут с Севера. Вероятно, во времена пророка Йехезкеля Гог ассоциировался в первую очередь с аккадцами (ассирийцами и вавилонянами). Среди множества предположительных этимологий имени Гог и тесно связанной с ним страны (народа) Магог есть и следующая: возможно, прообразом Гога послужил царь Лидии Гиг (ассир. Гугу). По сообщению Геродота, этот царь (Giges) расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на Западе и Черного моря на Севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699 — ок. 633 до н. э.) содержатся сообщения о Гиге. Имя страны Магога, вероятно, возникло из аккадского названия "страны Гугу" (mat-Gugu). Битвы Гига, а также нашествия современной Йехезкелю Лидии с ее многочисленными союзниками на Мидию, вероятно, образовали реально исторический фон его апокалиптического видения. Пророк связывает нашествие Гога с эсхатологией, с концом времен: Гог придет во главе полчищ народов — Параса (персов), Куша (эфиопов), Пута (ливийцев), Гомера, Тогарма (Фогарма) — войной на народ Израиля, который соберется на своей земле из множества народов и будет мирно жить на ней: "Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет жить безопасно, ты узнаешь это; // И пойдешь с места твоего, от пределов севера, — ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. // И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни..." (Иез 38:14—16). В Земле Израиля состоится решающее, финальное сражение Добра и Зла, и Сам Господь поразит Гог, олицетворяющего силы зла: "Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! ...Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. ...И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я — Господь. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святого имени Моего, — и узнают народы, что Я — Господь, Святый в Израиле. ...И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова. // И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. // И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог" (Иез 39:1, 4, 6, 7, 11—13).

Как можно понять из контекста Книги пророка Йехезкеля, день победы над Гогом будет великим Днем Господним, днем преображения мира, начала Мессианской эры (см. Машиах, Мессия), установления всеобщего мира и гармонии (не случайно семь лет вместо дров будет сжигаться оружие, чтобы очистить оскверненную войнами землю). Исходя из этого, более поздняя иудейская традиция — Талмуд, Мидраш — прямо связывает нашествие Гог и его поражение с предмессианскими родовыми муками, которые должны претерпеть народ Израиля и все человечество, чтобы родить Мессию (в различных раввинистических источниках обсуждается длительность этих событий — 12 месяцев, 7 лет и т. п.). Еврейские мудрецы эпохи греческого и римского владычества (3 в. до н. э. — 1 в. н. э.) отождествляли Гога и страну Магог со скифами (напр., у Иосифа Флавия — см.), а также с мидийцами и парфянами. В любом случае, в постбиблейской иудейской традиции Гог и Магог — это кровожадные и жестокие народы, битва с которыми развернется в Земле Израиля в конце времен, перед приходом Мессии. "Страна Гога и Магога" упоминается также в апокрифической книге "Сивиллины прорицания" (3:319, 512).

Под влиянием Танаха и аггадических источников (см. Аггада) сказания о Гоге и Магоге наследуются христианской традицией и находят отражение в Новом Завете и последующей христианской литературе. В Апокалипсисе (Откровении) Иоанна Богослова имя "Гог" понято как обозначение народа, который вместе с Магог явится к концу тысячелетнего Царства Христа (см. Иисус Христос) — тысячелетия со времени первого пришествия, когда сатана выйдет из заточения. Именно сатана "выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской" (Откр 20:7). Гог и Магог окружат "стан святых и город возлюбленный" (Откр 20:8), но их сожжет огонь, ниспосланный Богом с неба (Откр 20:9). С нашествием Гога и Магога христиане отождествляли вторжение готов в Римскую империю, а затем мусульманские завоевания в Западной Европе. У византийцев Гог, "князь Роша", ассоциировался с русскими — благодаря греческой передаче Рош как Рос. С 13 в. Гог и Магог отождествлялись — особенно Православной Церковью — с татаро-монголами.

Исламская версия нашествия Гога и Магога — Йаджудж и Маджудж — представлена в Коране [см.] (18:93—99; 21:96). Она возникла под несомненным влиянием иудео-христианских легенд и также содержит в себе мотив прорыва запертых до определенного времени сил зла. Согласно Корану, завоеватель многих стран Зу-л-Карнайн, отождествляемый с Александром Македонским, воздвиг, дойдя до земель Йаджуджа и Маджуджа, между двумя горами мощную железную плотину, отделявшую эти кровожадные племена от остальных народов, страдающих от их набегов. "И не могли они взобраться на это и не могли там продырявить" (Коран 18:92—97). Каждую ночь Йаджудж и Маджудж пытаются сделать подкопы под плотиной, но Аллах наутро разрушает эти подкопы и заделывает бреши. Мусульманское предание добавляет, что люди этих племен огромны по своим размерам, а у некоторых уши закрывают все тело. Однако, когда приблизится день Страшного суда, Йаджудж и Маджудж прорвут плотину и хлынут на мир. Они покорят всю землю, выпьют всю воду из Тигра, Евфрата и озера Кинерет (Тивериадского, или Галилейского, моря), убьют почти всех людей. Наконец, они дойдут до Иерусалима, где Аллах уничтожит их. Йаджудж и Маджудж начнут пускать стрелы в небо, но Аллах нашлет на них червей, которые закупорят их носы, уши, горла.

Образы Гога и Магога особенно значимы в иудейской эсхатологии: они играют в ней роль, сходную с ролью антихриста в эсхатологии христианской, и, безусловно, оказали влияние на последнюю. К мифологеме, связанной с Гогом и Магогом, обратился в своем романе "Гог и Магог" (1941), написанном на иврите, а затем пересозданном по-немецки, Магог Бубер. Ключевая тема романа — Избавление (см. Геулла), понимаемое в контексте отношений Я и Ты, Я и Оно. Обращаясь к теме еврейской жизни эпохи наполеоновских войн, к духовному наследию хасидизма, к известному факту игры Наполеона в еврейского Мессию, не нашедшей отклика среди евреев, привыкших полагаться на Бога в своих мессианских чаяниях, философ и писатель пытается осмыслить путь человеческой цивилизации и особую миссию еврейского народа, разные подходы к Исправлению мира и Избавлению, через прошлое увидеть страшную реальность настоящего — фашизма и Второй мировой войны. Бубер писал о своем замысле: "...является установленным фактом, что несколько цадиков (см. Цаддик) действительно пытались средствами магии и теургии превратить Наполеона в "Гога и Магога", упомянутого Иезекиилем. Как было предсказано многими эсхатологическими текстами, его кровавое явление в мир должно предшествовать приходу Мессии. Другие же цадики противостояли этим попыткам, предупреждая, что никакие внешние события не могут приблизить искупление, этому может способствовать только внутреннее возвращение всего человечества к Богу. Что особенно удивительно и необыкновенно в этой истории — что все ее участники, и маги, и моралисты — умерли в течение одного года. Не остается сомнений, что духовная сфера, в которую они, как и их противники, были вовлечены, равно поглотила их. Следовательно, то что в этом конфликте обе стороны были уничтожены, это не легенда, а эмпирический факт. Центром тяжести этого конфликта был, прежде всего, вопрос, позволено ли оказывать давление на высшие силы, чтобы добиться своих целей, и затем, может ли быть такое влияние осуществлено магическими средствами или только переменой нашей нравственной жизни? <...> Позднее, когда я поселился в Иерусалиме, начало Второй мировой войны, атмосфера глобального кризиса, чудовищная тяжесть противоборства и проявления ложного мессианизма с обеих сторон, еще более послужили созреванию этой книги. Последним импульсом стал сон — видение ложного вестника в виде демона с крыльями летучей мыши и с чертами юдаизированного Геббельса. Я стал писать очень быстро, только теперь не по-немецки, а на иврите (немецкая версия была создана позже), так быстро, как будто я переписывал с какого-то готового текста. Все стояло перед моими глазами, и все увязывалось между собой".

Г. В. Синило




Теги: , , ,

<