Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Имам



Изображение: 
Имам

Имам (араб., от глагола "стоять впереди", "руководить чем-либо", "предводительствовать") — в исламе — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. Согласно С. М. Прозорову, в повседневной жизни имамом называют руководителя общей молитвой в мечети. Функции имама может исполнять один и тот же человек, однако имам (в этом значении термина) не является ни саном, ни профессией: имам признается таковым лишь постольку, поскольку он действительно осуществляет руководство молитвой. В квартальных и сельских мечетях имамами обычно являются лица, имеющие элементарное богословское образование. Имамы соборных мечетей должны иметь специальное богословское образование и пользоваться авторитетом у верующих. В первые годы существования ислама функции имама как предстоятеля на молитве выполнял сам Мухаммад, а после его смерти — халифы. Поскольку Мухаммад и первые халифы были не только предстоятелями на молитве, но одновременно и главами общины, то имам-халиф практически являлся высшим духовным и политическим авторитетом. Отсюда развилось представление об имаме как о верховном носителе духовной и светской власти в теоретически единой мусульманской общине. Споры о том, кого именно должно считать законным имамом и какова сущность его власти, легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции верховной власти, имамом всех мусульман является халиф. Главная функция имама-халифа — охрана религии и управление мирскими делами. Обязанность имама — следить за правильностью воплощения принципов религиозного закона в жизни общины. Сунниты, а также хариджиты считают имама уполномоченным общины, который избирается теоретически всей общиной, а практически ее представителями или назначается предшественником.

Согласно шиитской доктрине, верховная власть имама предопределена свыше, а посему она не может зависеть от желания людей, т. е. имам не может быть выборным. Отвергая с самого начала принцип выборности имамов, шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульманской общины и государства является наследственной в роду Али, ибо право Алидов предопределено Божественным установлением. В силу Божественной природы своей власти имам у шиитов обладает знанием сокровенных сторон религии, которое Пророк открыл только Али и которое передается от отца к сыну. Будучи гарантом преемственности и чистоты религиозной традиции, он должен быть непогрешимым. Согласно шиитскому вероучению, имам исполняет три функции: 1) законный имам — правитель исламской общины, преемник Пророка в устроении людских дел; 2) он — толкователь религиозных знаний и права, конечный авторитет в толковании Корана и преданий; 3) он — высший духовный авторитет, ведущий людей к пониманию скрытого смысла вещей. Власть имама, таким образом, распространяется не только на мирскую и духовную жизнь людей, но и на мир "невидимый". Земная и космическая функции имама, его абсолютная непогрешимость требовали безусловного повиновения ему. Учитывая, что шиитские имамы не располагали аппаратом принуждения, следует заключить, что добровольное их признание основывалось на авторитете "семьи Пророка", на вере в имамов и их миссию, на вере в "божественную" природу их власти. Как исполнители Божественного предписания, имамы не нуждаются в каком-либо дополнительном источнике власти, каким для суннитов стала, например, иджма — формальное выражение коллективной ("общинной") воли. Исходя из Божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих имамов как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские имамы — это наместники Аллаха, "врата", через которые можно приблизиться к Нему, наследники пророческих знаний. Однако по мере естественного дробления алидского рода увеличивалось число потенциальных претендентов на верховную власть. Шиитский ислам распался на течения и общины, признававшие в качестве имамов членов разных ветвей рода Али. Зайдиты, исмаилиты, имамиты, "крайние" шииты по-разному трактовали такие вопросы, как принцип передачи верховной власти, права и обязанности имамов, качества имамов, возможность их сотрудничества с правящей династией, их отношение к "несправедливым" правителям и т. п. Для подавляющего большинства в настоящее время нет "видимого" имама из рода Али. Его полномочными представителями являются шиитские религиозные авторитеты — "люди религии".

Термин "имам" употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религиозных авторитетов, руководителей больших общин, основателей богословско-правовых толков и богословских школ (Абу Ханифа, Хомейни и др.).




Теги: ,

Имам, Что такое Имам
<