Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Инквизиция



Изображение: 
Инквизиция

Инквизиция (от лат. "расследование", "розыск") — учреждение Римско-Католической Церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Зародыш инквизиции встречается еще в первые века христианства, когда в обязанности епископов входило заботиться об обращении еретиков на путь истинный. Первый случай папской инквизиции относят к 1227: миссия доминиканца Дж. Ди Салерно во Флоренцию для борьбы с ересью с приданием его полномочиям пожизненного характера. В 1233 Григорий IX известил южнофранцузских епископов о своем решении послать специальных людей (комиссионеров, инквизиторов) в зараженные ересью области, прося епископов извинить это вторжение в их права; он оправдывался тем, что у епископов много разнообразных обязанностей и они не могут уделять особое внимание борьбе с ересью. Выбор Григория пал на доминиканцев, "умеющих хорошо убеждать отпавших от Церкви"; вскоре и францисканцы стали назначаться на должности инквизиторов. Сначала инквизиторы были странствующими судьями, переходившими из одной провинции в другую; позднее они сделались оседлыми. Сфера их деятельности, организация их судов и формы их судопроизводства вырабатывались постепенно путем указаний из Рима. Прибывший на место назначения инквизитор обращался к населению с воззванием каяться и называть имена еретиков; сделавшие это в течение "льготных дней" (обычно — 30) подлежали церковному наказанию, прочие подвергались тяжким карам. Помимо инквизитора трибунал был составлен из нотариуса, советников, тюремщика, секвестратора и низших служителей. Судопроизводство было тайное; обвиняемый не знал имен свидетелей, их показания предоставлялись ему в сокращенном виде, чтобы он не мог угадать, кто явился против него свидетелем. Обвиняемый обязан был говорить всю правду и указать участников преступления; для получения признания трибунал мог прибегать к пытке. Оправдательный приговор был крайне редким явлением; при отсутствии состава преступления обычно назначалось церковное наказание. Наиболее частым наказанием было примирение с Церковью, сопровождавшееся конфискацией имущества, лишением определенных прав как виновного, так и его ближайшего потомства и заключением в тюрьму. Упорствующие еретики и рецидивисты присуждались к смертной казни на костре, причем кающиеся в последний момент подвергались задушению, а потом сожжению. Бежавших приговаривали "в изображении"; трупы умерших еретиков выкапывали и сжигали. Фактически нельзя было жаловаться на решения инквизиции; даже папский легат не имел права вмешательства в ее дела. Личность инквизитора была неприкосновенна; он мог привлекать к суду и старших по службе; его избирали провинциалы ордена, но он считал себя ответственным лишь перед папой. Инквизиция могла отменять законы, мешающие ее деятельности, отлучать от церкви магистратов и налагать интердикт на город; представители светской власти обязаны были повиноваться ей. Епископ должен был состоять членом трибунала инквизиции, но фактически это не соблюдалось; нарушалось также требование о предварительном совещании инквизиции со сведущими людьми. Приговор читался обычно целым группам еретиков в торжественной обстановке на главной городской площади, где устанавливались специальные подмостки и трибуны. Такое публичное осуждение, начинавшееся общей проповедью, называлось аутодафе; к нему осужденные шли в особых одеяниях, в порядке серьезности совершенного преступления. Аутодафе происходили по воскресеньям и привлекали тысячи людей; нередко на них присутствовал и король. Смертный приговор приводился в исполнение обычно на следующий день после аутодафе; роль инквизиции заканчивалась провозглашением отказа Церкви от покровительства преступнику и выдачей его в руки законов. Все еретики без исключения признавались лишенными прав на имущество, конфискация которого занимала видное место в деятельности инквизиции. Конфискованное у еретика считалось собственностью государства и духовенства или инквизиция, которые обычно делили его поровну между собою; однако однообразия в этом отношении не было, и король часто присваивал себе больше того, что ему теоретически принадлежало. На этой почве возникали конфликты между светской властью и инквизицией, приведшие к постепенному вытеснению в 14 в. инквизиции и переходу дела борьбы с ересью в руки светской власти. Конфискация служила стимулом к развитию инквизиции; где среди еретиков было много богатых людей (Лангедок, некоторые республики Италии), она действовала наиболее энергично. Южная Франция, только что пережившая альбигойское движение (см. Альбигойская ересь), с самого начала привлекла к себе особое внимание инквизиции, тем более, что катарская ересь здесь была очень значительна. В Лангедоке инквизиция натолкнулась и на самое сильное сопротивление. В 1234—1235 в Альби, Нарбоне и Тулузе возникли направленные против инквизиции беспорядки; в Авиньоне в 1242 были убиты инквизиторы и служители трибунала. Однако инквизиции удалось путем репрессий сломить сопротивление, и катарская ересь была почти совершенно уничтожена. Лишь вальденсы, разбросанные по всему Лангедоку небольшими группами, пережили инквизицию, которая, вырвав вместе с ересью и независимый дух южной Франции, вынуждена была уступить свое место королевской власти. Фактически, однако, религиозные преследования почти прекратились. Лишь в середине 16 в. под влиянием реформационного движения (см. Реформация) они снова возникают, но и тогда дела о вере были переданы в ведение парламента, который до 1772 исполнял функции трибуналов инквизиции.

Структуры инквизиции были в основном уничтожены в Западной Европе в эпоху наполеоновских войн.




Теги: ,

<