Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Конфуций



Изображение: 
Конфуций

Конфуций (Кун-цзы) (551—479 до н. э.) — обожествляемый основатель конфуцианства (см. Конфуцианство) — одной из мировых религий. У Конфуция, также как и у Будды Шакиа-Муни и у Магомета, канонизированная биография как таковая отсутствует. Предки Конфуция в течение 300 лет правили или принадлежали к высшей знати царства Сун в Древнем Китае. Один из предков Конфуция — Чжен Каофу — редактировал раздел "Гимны дома Шан" из канона "Ши Цзин". Отец Конфуция — Шу Лянхе — служил в небольшом царстве Лу небогатым управляющим административной единицей без права передачи ее по наследству. Конфуций родился 27 августа лунного календаря в пещере глинистого холма, обладавшим, по местным верованиям, магической силой. Конфуций при рождении был назван Чжун Ни Цю (Чжун — второй сын, Ни — глина, Цю — холм). Позднее пещеру стали называть Фу Цзы Тун ("Пещера Наставника") и Кун Лин Тун ("Пещера, в которой обитает дух холма"). В Китае же Конфуций известен под своей родовой фамилией как Кун Цю. Учитель говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презренными делами" (заниматься домашним хозяйством и др.). В два года, оставшись без отца, Конфуций с детства отличался чувством любви к родителям, острым восприятием несправедливости, детальными познаниями церемоний погребения. По китайским меркам, Цю был очень высоким (его рост составлял около 191 см), обладал незаурядной физической силой и хорошим здоровьем. Конфуций усиленно занимался самообразованием с целью сделать служебную карьеру (а в 6—5 вв до н. э. образованным в Китае считался только тот, кто в совершенстве владел "Шестью искусствами Лю И": выполнение ритуалов, понимание музыки, чтение, счет, управление колесницей, стрельба из лука). Молодой Конфуций всегда старался получить исчерпывающий ответ на свои вопросы, интересуясь в основном государственным строительством Лу и досконально изучая правила поведения "Ли". В 533 до н. э. Конфуций берет жену в семье Ци из царства Сун. Через год после этого у Конфуция рождается сын Бо Юй. Так как Конфуций мог вести деловые книги, то он поступает управляющим в дом аристократического рода Цзи — одного из наиболее представительных в Лу. Самопериодизация жизни у Конфуция такова: "В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 я обрел самостоятельность. В 40 я освободился от сомнений. В 50 я познал Волю Неба. В 60 научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала". Около 521 до н. э. Конфуций имел серьезный духовный фундамент, который позволил ему приступить к работе над "Книгой перемен" (И Цзин), "Книгой стихов" (Ши Цзин), "Книгой истории" (Шу Цзин), "Книгой о ритуалах" (Ли цзи), "Книгой о музыке" (Юе цзи), а также книгой "Весна и осень" (Чунь Цу), которые в эпоху Хань (2 в. до н. э. — 3 в. н. э.) стали канонической основой всей традиционной культуры Китая. К этому же периоду относится становление философско-этического базиса Учения Конфуция: 1) "Жень" (человеколюбие) и "Ли" (правила этикета) (Ли трактовалось как наивысшее проявление Жень); 2) "Быть преданным и честным сановником, почитать правителей"; 3) "Следовать Срединному Пути" ("Чжун Юн"); 4) "Все дела должны решаться только на основе принципа справедливости"; 5) "Будь непреклонно верен нашему Учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его"; 6) представления о Воле Неба: истинно-стабильное правление может вести только Сын Неба, а если все исходит не от него, то власть теряется на нескольких поколений. Конфуций открывает свою частную школу, где проповедует выстроенную им модель человеческих взаимоотношений как образец для модели управления обществом на различных уровнях и государством в целом. Его ученик Цзы Лу пробыл с ним до ухода Конфуция из жизни и, как отмечено в трактатах, "торжественно похоронил Учителя с соблюдением всех этических норм". В 517 до н. э., после народных волнений в Лу, Конфуций эмигрировал в процветавшее тогда соседнее царство Ци. В тот период на него оказал сильное влияние Янь Ин, 1-й советник правителя Ци. В управлении государством Янь Ин проводил принцип "Хе" (гармония, борьба противоположностей: "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия"). Янь Ин, по свидетельству Конфуция, обладал такими качествами, как "самостоятельность, добропорядочность, скромность, простота, отсутствие какого-либо намека на стяжательство и подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека". Позднее Конфуций перенес многие качества Янь Ина на образ Совершенномудрого ("Цзынь-цзы"). В 501 Конфуций приступил к преподаванию и редактированию китайских литературных памятников, т. к. "слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускать нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому Конфуций отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении "Ши Цзин", "Шу Цзин", а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал его поучениям". Учение Конфуция распространилось настолько, что знание его работ должен показать каждый абитуриент на госэкзаменах. В конце 501 до н. э. правитель Лу назначил Конфуция управляющим уездом Чжунду. Карьера Конфуция длилась всего с 501 по 497 до н. э. и стала как бы неотъемлемой частью самого Учения. В хрониках писали: "Прошел год, с тех пор как Дин-гун назначил Конфуция управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали подражать ему". Для изменения налоговой системы по принципу "И" (справедливости) Конфуций все земли подразделял на заболоченные, равнинные, холмистые и горные. При назначении людей на работы Конфуций учитывал их физические состояние; при этом улучшился моральный климат: "в народе изчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам". В 499 до н. э. Конфуций был назначен верховным прокурором и главным советником правителя царства Лу. На этом посту он пробыл 3 года. "...За это время он проявил себя как большой политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья...". Не всегда Конфуций следовал своему принципу "За доброту — добро, за зло — справедливость": иногда он был чрезмерно жесток. Но и его друзья, и враги называли Конфуция "мужем без пороков". Ему пришлось покинуть свой пост в 497 до н. э., в расцвет успешной карьеры из-за того, что правитель царства Лу поступил вразрез с основными ритуально-этическими нормами. Место захоронения останков Учителя у реки Сышуй остается священным местом паломничества в Китае в течение 2000 лет.

С. В. Силков


Автор: ,