Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Литургия



Изображение: 
Литургия

Литургия (от греч. "общественный" и "дело") — наименование главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели Христианской Церкви.

Как отмечал Н. И. Барсов, центральным моментом Литургии является совершение евхаристии, возношение даров. Литургия установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Из 1-го Послания к Коринфянам (1 Кор 11:18—34) видно, что при апостолах Литургия соединялась с "вечерями любви". Во времена Юстина (середина 2 в.) такого соединения более не существовало. О содержании Литургии апостольских времен известно лишь, что в состав ее входили чтение Св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных ветхозаветных песней и собственно христианских песнопений, поучения и молитвы. Состав и порядок первоначальной Литургии определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Юстина, возносил молитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время"; писанных книг при богослужении не было. Даже в 4 в. молитвы Литургии импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь Карфагенские Соборы 397 и 407 постановили, чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Литургии, пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Литургии. Из писаний апостольских видно, что Литургия совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всей Церковью, что первые чинопоследования Литургии были составлены ап. Иаковом (для Церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для Церквей египетских). Если известные ныне под их именами Литургии и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Литургии некоторые ученые считают древний список абиссинской Литургии, относимый к середине 2 в. С начала 2 в. историю развития Литургии можно проследить уже по письменным датированным памятникам, каковы сочинения Игнатия, Юстина, Климента Римского и Климента Александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия Римского, Киприана Карфагенского и др. У Юстина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение "Литургии верных" и "Литургии оглашенных". Во времена Иринея и Оригена (174—254) состав Литургии обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Литургии "Апостольских постановлений", содержащаяся в восьмой их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к 4 в., она относится к 3 в., а может быть и к более раннему времени. После 2 в. Литургия значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из Св. Писания; в первую часть Литургии, получающую название "Литургия оглашенных", включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в Церковь большого числа лиц научно и ораторски образованных молитвы евхаристические становятся и обширнее, и изящнее. В эпоху церковной централизации (4 в.) была осознана необходимость пересмотра поместных Литургий и составления одной определенной редакции Литургии, если не для всей Церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись на Востоке Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Литургию, носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Литургию Василия Великого (преимущественно ее евхаристические молитвы), а на Западе — Амвросий Медиоланский, Папы Лев Великий, Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Литургий и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные Отцы Церкви оставляли их неприкосновенными в их главных составных частях. Чинопоследование Литургии, употреблявшееся в Римской Церкви в первые четыре века, остается неизвестным. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно было бы видеть, по крайней мере, основу или схему древней апостольской Литургии Рима. Древнейшие подлинные Литургии Римской Церкви находятся в сакраментариях Пап Льва Великого и Геласия I, умершего около 495; первый издан в 1735 Бланхинием, по списку 8 в., второй — в 1680 Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Литургии служит Литургия сакраментария Папы Григория Великого (ум. в 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняется внесение им в Литургию некоторых дополнений и изменений, заимствованных из иерусалимской и константинопольской Литургии. Сделавшись общеупотребительным не только в Римской, но и почти во всех Западных Церквах, сакраментарий Григория чище, однако не сохранился в своем первоначальном виде. Уже в 8 в. многое в Литургии Григория опускалось, многое прибавлялось вследствие появления ересей, установления новых праздников и иных причин. С 11 в. вследствие установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках в римской Литургии не осталось и следов тех приготовительных действий над священным хлебом и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии. Появились различные чинопоследования мессы: для пап, для епископов разных степеней, для аббатов и простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени Реформации пересмотр чинопоследования Литургии оказался необходимым, и Тридентский Собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия составила новый соответствующий документ, который буллой папы 1570 сделан был обязательным для всей Римско-Католической Церкви (за исключением тех стран, где местная Литургия оставалась неизменной в течение 200 лет). Чин римско-католической Литургии был исправлен при Урбане VIII в 1634. Кроме различий догматических (учение об опресноках и учение о моменте пресуществления Св. Даров) католическая Литургия отличается от православной еще составом молитв, порядком чтений из Св.-Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет священной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет Евангелия; на престоле имеется лишь простой плат, который только благословляется, а не освящается. Облачения священнослужителей имеют почти то же значение, что и в Церкви Православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. В целом католическая Литургия значительно короче православной и состоит лишь из двух частей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию, стихи из псалмов, исповедь священника. Великое славословие, чтение Апостола, Евангелия и Символа веры, молитвы, составляющие т. н. "предварение канона" Литургии; вторую часть составляет самый "канон" мессы — молитвы освящения даров и причащение. Из древних Литургий одна ныне существует одинаково в обеих церквах — Западной и Восточной; это — "Литургия преждеосвященных даров", известная в России также под именем Литургии Григория Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными писателями приписывается Папе Григорию Великому, а западными большей частью относится Востоку. Для азиатских Церквей она была отредактирована Василием Великим. В 615 на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...". Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, Патриарху Константинопольскому (8 в.), а наличный ее состав — Константинопольскому Патриарху Филофею (14 в.). В 7 в. она появилась на Западе в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, в сакраментарий Папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один раз в год — в Великую пятницу, что соблюдается в Католической Церкви и доселе). Как видно из самого названия, Литургия преждеосвященных даров есть такая Литургия, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествовавшей Литургии, ввиду необходимости устранить радостную торжественность полной Литургии, неудобную в дни поста и покаянной скорби.




Теги: ,

<