Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ключевые понятия в индуизме



Изображение: 

Атман
Атман -- это «вечное Я». Атман относится к реальному эго или ложному «я» человека. Это понятие часто упоминается как "дух" или "душа" и указывает на наше истинное «я» или сущность, лежащую в основе нашего существования.
Есть много интересных перспектив самоосознания в индуизме, начиная от себя как вечного слуги Бога к идентификации себя с Богом. Понимание себя как вечной сущности поддерживает идею реинкарнации в том, что одно и то же самое вечное существо может обитать во временных оболочках.
Идея атмана влечет за собой представление о себе как духовном, а не материальном существе и, следовательно, является одной из важных категорий индуизма, которая подчеркивает отход от материального мира и способствует такой практике, как аскетизм. Таким образом, можно сказать, что в этом мире, духовное существо, атман, имеет человеческий опыт, а не человеческое существо имеет духовный опыт.
Дхарма
Дхарма является важным термином во всех индийских религиях. В индуизме оно означает «долг», «добродетель», «мораль», даже «религию», и это относится к власти, которая отстаивает вселенную и общество. Индусы вообще считают, что дхарма была выявлена в Ведах, хотя более общее определение для этого термина – это «универсальный закон» или «праведность». Дхарма является силой, которая поддерживает общество, она заставляет расти траву, солнце светить, и делает нас высокоморальными людьми или, скорее, дает людям возможность действовать добродетельно.
Но действовать добродетельно не означает точно то же самое для всех; разные люди имеют разные обязанности и долг в соответствии с их возрастом, полом и социальным положением. Дхарма является универсальным понятием, но она имеет свои особенности и действует в течение конкретных обстоятельств. Каждый человек, следовательно, имеет свою собственную дхарму, известную как сва-дхарма. Что правильно для женщины, не может быть правильно для мужчины, или то, что является правильным для взрослого, не может быть правильным для ребенка.
Важность сва-дхармы хорошо иллюстрируется в Бхагавад-гите. Этот текст рассказывает о событиях перед великой битвой Махабхараты и изображает героя Арджуну на лошадях в своей колеснице, разговаривающего с Кришной перед сражением между великими армиями. Воин Арджуна спрашивает Кришну о том, почему он должен сражаться в битве. Конечно, спрашивает он, убивать своих родственников и учителей неправильно, и поэтому он отказывается сражаться.
Кришна уверяет его, что именно этот бой праведен, и он должен бороться, так как в этом состоят его обязанности, или дхарма, как воина. Сва-дхарма Арджуны состояла в том, чтобы сражаться в битве, потому что он был воином, но он должен был бороться с врагами не в результате своих действий, а в рамках правил дхармы воина. В самом деле, не действовать в соответствии с собственной дхармой является неправильным, считается греховным и называется адхарма.
Правильное действие в соответствии с дхармой также понимается как служение человечеству и Богу. Идея о том, что стало известно как Санатана Дхарма, можно проследить до Пуран - текстов древности. Те, кто придерживаются этой идеи своей извечной дхармы или конституции, утверждают, что она превосходит другие мирские дхармы - что это главная дхарма, конечная дхарма себя. Это часто связано с движением бхакти, которые считают существование человека вечной службой личному божеству.
Карма и сансара
Карма -- это слово на санскрите, чьи буквальное значение «действие». Это относится к закону, что каждое действие вызывает соответствующую реакцию либо немедленно, либо в какой-то момент в будущем. Хорошие или добродетельные действия, действия в гармонии с дхармой, будут иметь хорошие реакции, а плохие поступки, действия против дхармы, будут иметь противоположный эффект.
В индуизме карма действует не только в этой жизни, но и в следующих: результаты действий могут быть испытаны только после настоящей жизни в новой жизни.
Индусы верят, что человеческие существа могут создавать хорошие или плохие последствия для их действий и, возможно, пожинать плоды действий в этой жизни, в будущем человеческом возрождении, или пожинать плоды своих действий в небесной сфере или аду, в которых все возрождается в определенный период времени.

Этот процесс перевоплощения называется сансара, непрерывный цикл, в котором душа возрождается снова и снова в соответствии с законом действия и реакции. После смерти, как многие индусы верят, душа переселяется с помощью тонкого тела в новое физическое тело, которое может иметь человеческую или не человеческую форму (животное или божественное существо). Цель освобождения (мокша) -- сделать нас свободными от этого цикла действия, реакции, и от перерождения.
Пурушартха
Индуизм разработал доктрину, что жизнь имеет разные цели в соответствии со стадией человеческой жизни и его положением. Эти цели кодифицированы в «целях человека», или пурушартхи, особенно в священных текстах о дхарме под названием «дхарма шастрах», из которых «Законы Ману» является самым известными. В этих текстах выражаются три цели жизни, а именно добродетельная жизнь или дхарма, прибыль или мирской успех, и удовольствие, особенно сексуальное удовольствие как супружеская обязанность и в более широком смысле эстетическое удовольствие. Четвертый цикл освобождения (мокша) был добавлен позднее. В пурушартхи выражено понимание человеческой природы, то, что люди имеют разные желания и цели, которые все являются законными на определенных этапах их жизни.
На протяжении веков велось обсуждение о том, которая из целей является самой важной. К концу Махабхараты (Shantiparvan 12,167) идет обсуждение об относительной важности трех целей дхармы, прибыли и удовольствия, между братьями Пандавами и мудрецом Видурой. Видура утверждает, что дхарма является самой важным, потому что через него мудрецы осознают абсолютную реальность, на дхарме покоится Вселенная, а через дхарму приобретаются богатства. Один из братьев, Арджуна, не согласен, утверждая, что дхарма и удовольствие не так важны, как прибыль. Другой брат, Бхима, утверждает, что удовольствия или желание является наиболее важной задачей, так как только через желание мудрецы достигают освобождения. Эта дискуссия признает сложность и разнообразный характер человеческих целей и смыслов жизни.


© специально для Relig.info

Теги: ,

В Сирии освобождён христианский город

Сирийская регулярная армия отвоевала город христиан на западе страны. Войска Башара...

Брак является одним из центральных концепций жизни мормонов. Церковь провозглашает, что «Семья предначертана Богом....

Одной из самых важных идей, разработанных в классическом индуизме, является то, что человек с рождения имеет...

Иордания хочет арестовать Кумранские свитки

Торонто. Иордания обратилось с жалобой в ЮНЕСКО на отказ Канады отдать свитки Мертвого моря, которые были...

<