Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Впервые найден древнерусский демонологический трактат



Изображение: 
Впервые найден древнерусский демонологический трактат

В российском государственном архиве древних актов среди документов Посольского приказа 1671-1673 гг. был найден демонологический трактат. Это первый известный демонологический трактат в русской книжной традиции.

До настоящего времени не было известно ни одного произведения данного жанра в русской книжности: ни оригинального, ни переводного. В то же самое время европейская литература позднего средневековья и нового времени изобилует подобными текстами. Скорее всего, найденный текст - свидетельство русско-европейских культурных отношений.

Найденный трактат - важная находка для изучения культуры России последней четверти 17 века. Он не имеет заглавия. В нем рассказывается о том, как сатана («денница гордости») был низвержен с неба «с чином своим». Падшие ангелы превратились в демонов трех чинов: одни стали воздушными духами, которые искушают человеческую душу после смерти (от их мытарств человеческая душа избавляется с помощью ангелов и молитв за упокой души), вторые -  земные демоны - искушают живых, а демоны третьего чина низвержены прямо в преисподнюю и называются «адскими».

Существование трех чинов демонов автор объясняет необходимостью троекратного очищения человеческой души, которая состоит из трех частей (здесь сочинитель ошибочно ссылается на авторитет Аристотеля): «словесной», «яростной» и «желательной». Задача воздушных бесов - искушать «словесную» часть души, земных - «яростную», а силами подземных - «желательное да тупится» (т.е. притупляется).

Составитель текста указывает, что само слово «дьявол» на греческом языке означает «клеветник». Далее в документе объясняется способность нечистого духа представать в разных обликах: дьявол при падении, хотя и стал темным, но сохранил от ангельского образа удобное для перемены внешности «тонкое» тело: «Аще убо и пременися естество его, обаче не пременися качеством (яко философи глаголют), но количеством токмо, зане от светлости во тьму и от благости во злое пременися, а тело сицевое тонкое и удобное, применительное оставлен бысть».

  Далее говорится о способности дьявола совокупляться с людьми. По мнению автора, нечистый, обладая свойством перевоплощения, может предстать в виде мужчины или женщины, прекрасного юноши или девушки. В таком виде он соблазняет людей и совокупляется с ними. Сатана похищает человеческое семя «от бани или от поля, идеже пастыри без жен жительствуют». Тогда женщина может забеременеть от дьявола и «породят или змия, или мышь, или иное что, страшно, от человека и от скота смешенное, обаче не живаго породит, но мертва».

Когда естество демона переменилось из света во тьму, «тогда вместо (т.е. одновременно) пременеся и от теплоты на хладность», так как светлости свойственна теплота, а темноте - холод. Демоны живут во тьме «и оттуда познают жен и мужей», которые чувствуют из-за этого холод. Обычно это делают воздушные бесы, имеющие наиболее «тонкие» тела. Воздушные бесы «удобно переменяются и во огнь палящий, паче ж во образ змия летущаго, яко ж многажды на небе зрится [...] И дракон, сии речь змии летущии и от Святаго Писания имянуется того ради, понеж любит вид змиин и праотцов наших през змия прелсти». Рассуждение заканчивается словами «И от того Бог нас и от мечтания да избавит».

Анализ произведений русской книжности, а также сочинений православных писателей из восточных регионов Речи Посполитой позволил прийти к выводу, что, несмотря на чуждую для русской литературы форму (демонологический трактат) и явную близость к европейской культурной традиции того времени, все описанные в изучаемом тексте «реалии» имеют параллели в православной книжности. Перед нами, либо произведение, написанное православным автором, получившим образование в одной из европейских стран, либо перевод, подвергшийся на русской почве существенной переработке. В любом случае, мы имеем дело с текстом, интегрированным в русскую культуру.

 

По материалам Седмица.ру


Автор: ,

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с 25 по 28 сентября намерен посетить Беларусь. В рамках визита, Патриарх...

1) "Ислам" означает "отдачу" или "подчинение". "Салам" (что означает "мир") является корнем слово «ислам». В...

Для православной веры характерными являются периоды постов. Они представляют собой определенный отрезок времени...

Ислам – это древняя восточная религия, которая основана на многих важных основоположных принципах, или постулатах. В...