Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Mop Томас



Изображение: 
Томас Мор

Томас Мор
 

Томас Мор 1478—1535) — англ. гуманист, писатель, государственный деятель. Окончил Оксфордский ун-т, где изучал право. Дружил с Эразмом Роттердамским, посвятившим Томасу Мору свою «Похвалу Глупости», написанную в его доме. Находясь в оппозиции к Генриху VII, сделал блестящую политическую карьеру при Генрихе VIII, став сначала канцлером герцогства Ланкастерского (1525—1529), а затем и всей Англии (1529—1532). Будучи католиком и противником протестантской Реформы, отказался дать присягу королю как главе англиканской церкви, осудил его развод и был приговорен к смертной казни «за государственную измену». Главное соч. Томаса Мора — «Утопия» (1516), в первой части которой содержится резкая критика внутренней политики Генриха VII, приведшей к росту нищеты и преступности, а также к бесполезному ужесточению судопроизводства. Вторая часть посвяшена описанию идеального строя фантастического острова Утопия («Нигдения»), где дан прообраз коммунистического устройства жизни: земля, орудия производства и продукты труда обобществлены, труд вменяется в обязанность всех граждан и считается почетным, допускается рабство, граждане-работники, разделенные на «фамилии» не столько родственного, сколько производственного порядка, поочередно переходят из города в деревню и обратно. Многие положения «Утопии» развивают политические идеи Платона, высказанные в «Государстве», и, в свою очередь, служат руководством для последующих утопистов, стремящихся согласовать эти абстрактные картины с реальностью. Влияние утопической концепции Томаса Мора прослеживается во всей новейшей европейской истории от событий Французской революции до наших дней.

Утопия. Томас Мор, 1978.
Каутский К. Томас Мор и его утопия. Томас Мор, 1924; Осиновский И.И. Томас Мор. Томас Мор, 1974.

Источник: «Философский энциклопедический словарь".
- - -

Томас Мор (1478–1535, казнен по повелению Генриха Viii) – английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529–1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве – «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). (Дословно «утопия» означает «нигдея» – место, которого нет). В первой ее части Томас Мор живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда «овцы поели людей». Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы «делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей». На первое место у Томаса Мора выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. («Главное и почти что единственное дело сифогрантов – жителей Утопии – заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности». «Цвет плащей на всем острове один и тот же – естественный цвет шерсти».) Томас Мор требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность Томас Мор рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: «распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот». Томас Мор требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. Томас Мор не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний: «Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет». Этими словами заканчивается текст «Утопии» Томаса Мора.

А.А. Грицанов

Источник: «Новейший философский словарь".


Автор: , ,
<