Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Е


1 Ева

Ева

Ева (Быт.III,20) - имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова Хавва, значащего жизнь, так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле.

Ева создана Богом из кости Адама во время его сна (Быт.II,21,22), а затем, прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змия, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама (II Кор. XI, 3, I Тим. II,14).


читать далее >>
2 Евангелие

Евангелие

Евангелие, Четвероевангелие (от греч. "Благовествование", "Благовестие") — в христианстве — общее название первых четырех книг Нового Завета, а также каждой из них в отдельности, с указанием особого авторства — Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Иногда слово "Евангелие" служит для обозначения собственно христианской, новозаветной, части Библии — в отличие от Ветхого Завета, являющегося — вне зависимости от Нового Завета и христианской традиции в целом — еврейским Св.


читать далее >>
3 Евангелист

Евангелист

Евангелист, Евангелисты (от греч. "благовестие", "благовестник") — в христианстве — автор каждого из четырех канонических Евангелий; соответственно, в христианской традиции признаны четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука, Иоанн.


читать далее >>
4 Евразийство

Евразийство

Евразийство - Идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения евразийство выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Вышеславцев, Н.С. Трубецкой, Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 – начала 20 вв.


читать далее >>
5 Еврей

Еврей

Еврей (иврит. "[пришелец] с той стороны", "[стоящий] супротив") — лицо, принадлежащее к еврейскому народу и одновременно к еврейской религии, т. е. к иудаизму. В иудейской традиции слово "еврей" является синонимом слова йеѓуди — "иудей" (см. ниже).


читать далее >>
6 Евхаристия

Евхаристия

Евхаристия (греч. "благодарение") — главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда — обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус Христос во время последней трапезы (см. Тайная Вечеря), в соответствии с ритуалом иудейской Пасхи (см. Песах, Аггада Пасхальная), угощал учеников благословленными Им вином и хлебом, претворяя последние в тело и кровь Свою и наставляя неизбывно соблюдать этот обряд в память о нем. Верующий, таким образом, вкушая освященные вино и хлеб, приобщается к плоти и крови Иисуса Христа.


читать далее >>
7 Единое

Единое

Единое (греч. hen) — центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Единое не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря Единому всякая вещь есть то, что она есть, а не иное (ср. определение Единого у Николая Кузанского как «не-иного»). Концепция Единого формируется в платонизме в процессе онтологического (теологического) толкования платоновского «Парменида».


читать далее >>
8 Единосущие

Единосущие

Единосущие (греч. homoousios) — понятие православного богословия, отражающее бытийное тождество Божественной природы (сущности, естества) Лиц Пресвятой Троицы, а также бытийное тождество человеческой природы Христа и всего человеческого рода.


читать далее >>
9 Ектения

Ектения

Ектения (греч. «усердие, протяжение») – общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».


читать далее >>
10 Елей

Елей

Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний.


читать далее >>
11 Елеопомазание

Елеопомазание

Елеопомазание (букв. с церковно-слав. — "помазание маслом") — в православии — обряд, совершаемый во время всенощного бдения — богослужения, которое длится (с некоторыми перерывами) всю ночь на воскресенье и праздники. Священник благословляет хлебы, пшеницу, вино и елей (букв. с греч. — "масло") — оливковое масло, употребляемое для церковных лампад и обрядов. Затем, во время поклонения иконе (см. Иконы) праздника, этим благословленным и освященным елеем священник крестообразно (см.


читать далее >>
12 Елеосвящение

Елеосвящение

Елеосвящение, - одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов.


читать далее >>
13 Епархия

Епархия

Епархия (греч. «область») – церковно-административный округ, состоящий из приходов, объединенных в благочиния, и монастырей, находящихся на его территории, и возглавляемый архиереем, который поэтому именуется правящим.

В Русской Православной Церкви границы епархий, как правило, совпадают с границами краев и областей.


читать далее >>
14 Епископ

Епископ

Епископ (от греч. "блюститель", "надзиратель"; в исходном смысле — в социально-политической практике античной Греции — эмиссары, направляемые афинскими лидерами в союзные Афинам государства в целях контроля за соблюдением последними обоюдных договоренностей).


читать далее >>
15 Епитимья

Епитимья

Епитимия (эпитимия, епитимья? от греч. ?πιτιμ?α, «наказание») — способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.


читать далее >>
16 Епитрахиль

Епитрахиль

Епитрахиль - (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.
Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать.


читать далее >>
17 Ересиарх

Ересиарх

Ересиарх (греч. "начальник [глава] ереси") — родоначальник той или иной ереси в теистических религиях (см. Теизм) — иудаизме, христианстве и исламе. Термин "ересиарх" появился применительно к ересям внутри христианства, но затем распространился и на еретические течения в двух других монотеистических религиях (см. Монотеизм). См. также Ересь.


читать далее >>
18 Ересь

Ересь

Ересь (греч. "выбор", "избранный образ мыслей") — исповедывание религиозных идей, противоречащих догматике данной религии и мнению общепризнанных в ней авторитетов. Термин "ересь" непосредственно родился применительно к христианству, но, по сути, он имеет отношение ко всем трем теистическим религиям (см. Теизм), базирующимся на Библии и библейских смыслах, — к иудаизму, христианству, исламу.


читать далее >>
19 Ерма

Ерма

Ерма, Герма (греч., вероятно, от имени греч. бога Гермеса; в русском Синод. переводе [см.] — Ерм) — христианин, живший в Риме в конце 1 в. и упомянутый апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Рим 16:14; см. Послания, Новый Завет) в числе других членов местной общины, в т. ч. Ермия.


читать далее >>
20 Ессеи

Ессеи

Ессеи, Эссены (от арам. "благочестивые" или иврит. "молчаливые") — секта в иудаизме конца эпохи Второго Храма (см. Храм; 2 в. до н. э. — конец 1 в. н. э.), имевшая обособленно-герметичный характер и ведшая отшельническо-аскетический образ жизни. До середины 20 в. о ессеях было известно главным образом из сочинений Иосифа Флавия и Филона Александрийского.


читать далее >>
<