Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

З


1 Заблуждение

Заблуждение

Заблуждение - Эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном заблуждение означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности.


читать далее >>
2 Завеса

Завеса

Завеса или катапетасма (греч. «занавес») – занавес, находящийся за Царскими вратами со стороны алтаря. Знаменует собою покров тайны, покрывающий святыни Божии. Открывается вместе с Царскими вратами или без них в указанные церковным уставом моменты богослужения, символизируя открытие людям тайны спасения.

Закрытие завесы является символическим действием. Во время Литургии оно совершается трижды: после великого входа, перед причастием священнослужителей и по окончании службы.


читать далее >>
3 Завет

Завет

Завет – союз (соглашение, договор) двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности. В Библии под Заветом понимается союз Бога и человека с целью спасения человека Богом в вечности и познание человеком Бога при условии соблюдения Божественных заповедей.

Под Заветом также понимаются и сами книги, в которых изложено соглашение Бога и человека (книги Ветхого и Нового Завета).


читать далее >>
4 Заговенье

Заговенье

Заговенье (заговение) - день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи. Великому посту в отличие от Петрова, Успенского и Рождественского постов предшествует 2 З.: сначала только на мясо (Мясопустная неделя), затем, по прошествии Сырной седмицы, на проч. скоромную пищу (Сыропустная неделя). З. Петрова поста является Всех святых неделя. З. Рождественского поста - 14 нояб. (ст. ст.), Успенского - 31 июля (ст. ст.), однако, если эти даты выпадают на среду или пятницу, являющиеся постными днями, З. переносится на предыдущие сутки. В совр.


читать далее >>
5 Загробный мир

Загробный мир

Загробный мир, Потусторонний мир, Грядущий мир, Тот свет — в различных религиозных системах (как языческих [см. Язычество], так и теистических [см. Теизм]) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех культур и цивилизаций.


читать далее >>
6 Закон Божий

Закон Божий

Закон Божий  имеет два значения:  1) Совокупность заповедей Божиих как духовно-нравственных правил жизни и деятельности. 2) Учебный предмет, включающий изучение молитв, священной истории и истории Церкви, объяснение богослужения и катехизиса.


читать далее >>
7 Закон Кармы

Закон Кармы

Закон Кармы  заключается в том, что все воздается той же монетой: относящийся к другому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслями получает знание; труд вознаграждается благосостоянием, и так далее, по отношению к любым дарам и займам, проявлениям милосердия и черствости, добрым и злым поступкам, эмоциям и мыслям. Подразумевается, что все то, что мы получаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий — то, что заработано, остается; то, что было похищено, теряется.


читать далее >>
8 Закят

Закят

Закят — в исламе — обязательная милостыня, налог в пользу неимущих. Согласно мусульманским представлениям, закят обладает очищающей силой и дает моральное право пользоваться благоприобретенным имуществом. Обычай закята восходит еще к доисламским временам, когда нуждающимся соплеменникам выделялась доля от захваченной добычи. Закят стал взиматься регулярно на нужды общины с образованием таковой в Медине. Правила сбора закята были установлены в правление халифа Умара ибн ал-Хаттаба.


читать далее >>
9 Западники

Западники

Западники. Течение рус. общественной и филос. мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми западники первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно: западники не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к нему отрицательно (Л.Я.


читать далее >>
10 Записка церковная

Записка церковная

Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.


читать далее >>
11 Заповедь

Заповедь

Заповедь — в теистических религиозных традициях (см. Теизм) — иудаизме, христианстве, исламе — повеление, обращенное Богом к человеку или общине верующих в целом и имеющее характер предписания или запрета. Понятие "заповедь" особенно важно для иудаизма и христианства, основанных на идее Завета, или Союза (см. Берит) с Богом, что предполагает выполнение заповедь Важнейшие заповедь иудаизма (см. Мицвот) сконцентрированы в Торе, или Пятикнижии Моисеевом, а также в Ѓалахе, входящей в Талмуд.


читать далее >>
12 Запретительные молитвы

Запретительные молитвы

Запретительные молитвы - молитвы некоторых богослужебных чинопоследований, запрещающие диаволу и изгоняющие его. Читать их (т.е. молиться ими), во избежание духовного вреда, разрешается только священникам.

Запретительные (заклинательные) молитвы читаются также во время Таинства Крещения.


читать далее >>
13 Заратустра

Заратустра

Заратустра. Заратуштра (авест.), Зардушт (среднеиран.), Зороастр (греч.), Заратустра (в европейской традиции, в т. ч. — русской) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.


читать далее >>
14 Заслуга

Заслуга

Заслуга - поступок, действие, дело человека, достойные уважения и признательности со стороны других, со стороны общества.


читать далее >>
15 Затворник

Затворник

Затворник - монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Случаи выхода затворников из уединения бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства.

 Один из  последних затворников  прославившихся своими подвигами и трудами  - святитель Феофан затворник


читать далее >>
16 Зачaло

Зачaло

Зачaла - пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачала ежедневных Евангельских и Апостольских чтений указываются в церковных настольных календарях.


читать далее >>
17 Защитники Будды

Защитники Будды

Защитники Будды — в мифологии буддизма — существа, проявляющие себя в грозном облике, чтобы удалять внутренние и внешние препятствия на пути к Просветлению. Проявление их — гневное, но суть их — сострадание. Есть три разновидности защитников Будды
 (1) Джингтенпы — непросветленные энерго-поля, верящие в существование "себя", мало полезные для Дхармы. Если их берут под контроль такие йогины, как Гуру Ринпоче или Кармапа, то они становятся


читать далее >>
18 Звездица

Звездица

Звездица. Звездица - богослужебный предмет, представляющий собою две металлические дуги, соединенные в центре пересечения винтиком, так что они могут складываться и крестообразно раздвигаться.

Звездица ставится на дискосе над св. Агнцем, чтобы его не касался покровец, и символизирует звезду, приведшую волхов к родившемуся Христу.

Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: "И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча" (Мф.2,9).


читать далее >>
19 Здравый смысл

Здравый смысл

Здравый смысл. Общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. Аргумент к здравому смыслу представляет собой обращение с целью поддержки выдвигаемого положения к чувству здравого смысла, несомненно имеющемуся у аудитории.


читать далее >>
20 Земзем

Двор Каабы

Земзем – мусульманский священный колодец. Земзем находится во дворе возле Каабы в городе Мекка. Отверстие колодца закрывают специальным камнем. Цвет воды в Земземе – молочный. Паломники пьют эту воду в конце хаджа и набирают с собой для родных и знакомых. У мусульман принято беречь эту воду на случай болезни. 


читать далее >>
21 Земля обетованная

Земля обетованная

Земля обетованная, Обетованная Земля ("земля, обещанная [Богом]") — в иудаизме и христианстве — Земля (Страна) Кенаан (Ханаан), которая, согласно еврейской Библии (см. Танах), вошедшей на правах Ветхого Завета в христианскую Библию, была обещана (обетована) Богом праотцу еврейского народа Аврааму и его потомкам — народу Израиля (см. Йисраэль), а потому земля обетованная — Земля Израиля (см. Эрец-Йисраэль).


читать далее >>
22 Зикр

Зикр

Зикр (араб. "упоминание", "память") — в исламе — поминание как прославление имени Бога (см., см. также Аллах). Как отмечает О. Ф. Акимушкин, зикр означает: а) поминание имени Бога; б) призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывных рецитаций молитвы; в) ритуал и технику отправления поминания.


читать далее >>
23 Зилоты

Зилоты

Зилоты, зелоты (греч. "ревнители"; рус. форма — зилоты; иврит. каннаим; отсюда — кананты в Синод. переводе) — общее название религиозных течений в иудаизме конца эпохи Второго Храма (см. Храм), отстаивавших радикальную позицию сопротивления Риму до конца, что вылилось в национально-освободительное движение в Иудее в 1 в. н. э. и восстание (т. н. Иудейскую войну I) 66—73. Главными центрами движения зилотов были первоначально Галилея, а затем и Иерусалим. Религиозной базой движения зилотов было фарисейство (см.


читать далее >>
24 Зиусудра

Зиусудра

Зиусудра (шумер. "нашедший жизнь долгих дней" — в значении "нашедший бессмертие") — главный герой шумерского сказания о Всемирном потопе, или "Сказания о Зиусудре" (по первой уцелевшей строке — "Истребление моих человеков...", 3 тыс. до н. э.; клинописная табличка из Ниппурской коллекции опубликована А. Пёбелем в 1914; расшифрована спустя несколько десятилетий). Это сказание представляет собой самую древнюю по времени письменную фиксацию сюжета, находящего яркую типологическую параллель в Библии, точнее в Торе, в Книге Бытия.


читать далее >>
25 Зиярат

Зиярат

Зиярат, зираат, зийара (араб. "посещение") — в исламе — паломничество к могилам пророков, святых, шиитских имамов, а в Северной Африке — к живым суфийским шайхам. Как отмечает Е. А. Резван, практика зиярата — сравнительно поздняя в исламе. Она сложилась в связи с появлением и развитием мусульманского культа "святых". Этот культ, противоречивший первоначальному исламу, возник под влиянием местных религиозных верований.


читать далее >>
26 Зло

Зло

Зло, филос., все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу. Различают 4 вида зла: зло физическое, моральное, социальное и метафизическое. Первое — все, что причиняет человеку страдание, например, болезнь. Второе — нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение. зло — несоответствие общественной и государственной органиСоциальное зации идее справедливости, например, неравномерное распределение благ между трудящимися и состоятельными классами.


читать далее >>
27 Змирот

Змирот

Змирот (иврит. "песнопения") — в иудаизме — литургические застольные гимны, поющиеся во время или после каждой из трех обязательных трапез в Субботу (см. Шаббат), а также на исходе Субботы. Самые ранние змироты датируются 6 в., самые поздние — 16 в. Их содержание — прославление Всевышнего за дарование Субботы, ее святости, надежда на пришествие Мессии (см. Машиах) и восстановление Храма. Змироты дошли как на иврите, так и на арамейском языке, их мелодии вобрали в себя элементы различных национальных мелосов, связанных с культурами стран еврейской диаспоры.


читать далее >>
28 Знамение

Знамение

Знамение имеет несколько значений. 1) Знамение - знак (символ) посредством которого Господь обращается к человеку. Знамения называются чудесными и дивными делами Божьими. Через них Господь проявляет Свое отношение к тварному миру.
Среди знамений Божьих особое место принадлежит чудесам. Высшим чудом и знамением любви Бога к миру является Боговоплощение.

2) Крестное знамение.


читать далее >>
29 Знаменное пение

Знаменное пение

Знаменное пение (крюковое пение) - тип церковного пения, в основании которого положено одногласное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.


читать далее >>
30 Знание

Знание

Знание. Результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. знаковой форме. Стремление понять, что такое знание и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались разрешить проблему: чем знание (episteme) отличается от мнения (doxa)? Если кратко резюмировать воззрения Ксенофана, Гераклита, Парменида, Платона и Аристотеля по этому вопросу, то можно сказать, что антич. мыслители относили мнение к чувственно воспринимаемому изменчивому миру, а знание — к умопостигаемому миру вечных сущностей.


читать далее >>
31 Золотой Век

Золотой Век

Золотой Век — в различных религиозных системах представление о блаженном и гармоничном состоянии мира и человеческого общества. Выражение "Золотой Век" пришло из эллинской (древнегреческой) культуры и зафиксировано в поэме Гесиода "Труды и дни" (конец 8 — начало 7 в. до н. э.), однако сам архетип Золотой Век имеет гораздо более древние корни и широкое распространение в мировой культуре. Первая известная письменная фиксация подобного архетипа — шумерское сказание о блаженной стране Дильмун (3 тыс. до н.


читать далее >>
32 Золотой телец

Золотой телец

Золотой телец — согласно иудейскому Священному Писанию (см. Танах, Тора), вошедшему в состав христианской Библии, золотой идол в форме тельца, изготовленный по требованию народа Аароном уже после Синайского Откровения, в отсутствие Моисея (см. Моше), находившегося на горе Синай. В данном случае речь идет о тельце как типичном воплощении многочисленных языческих божеств (особенно богов плодородия), весьма характерном для древних культур Ближнего Востока и Средиземноморья. Вернувшись с Синая, Моисей уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ (Исх 32:1—6, 20—28; см.


читать далее >>
33 Зомби

Зомби

Зомби (от названия ядовитого снадобья на языке эве; "живой мертвец") — 1. Исторически — жертва колдунов африканских племен, проживающих в районе Дагомеи (современный Бенин) и позже на Гаити. Будущему зомби подсыпали в пищу "порошок зомби", содержащий сильнодействующий яд, и человек умирал мнимой смертью, почти неотличимой от действительной. Через несколько дней "мертвеца" оживляли, и он, полностью утратив волю (сознание), подчинялся воле колдуна. Обычно люди-зомби после этого проживали недолго.


читать далее >>
34 Зороастризм

Зороастризм

Зороастризм (от греч.), Маздеизм (от имени главного божества — Мазда, или Ахура Мазда [см.]), Парсизм — религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) в 7—6 вв. до н. э. (иногда раннюю дату смещают к 10 в. до н. э. — предполагаемому наиболее раннему периоду рождения основателя зороастризма — пророка Заратуштры — см.). Заратуштре приписывается авторство Гат — самой древней части священной книги зороастризма и маздеизма — Авесты.


читать далее >>
35 Зугот

Зугот

Зугот (иврит. "пары" — в значении "дуумвиры") — в Талмуде — обозначение пяти пар иудейских законоучителей эпохи Второго Храма (см. Храм): Йосе бен Йоэзер из Цреды и Йосе бен Йоханан из Иерусалима (первая пол. 2 в. до н. э.); Йеѓошуа бен Прахия и Ниттай из Арбела; Йеѓуда бен Таббай и Шимон бен Шетах; Шема’я (Шма’я) и Авталион; Ѓиллель и Менахем, позднее — Шаммай — кон. 1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э. Первый из этих мудрецов был наси, т. е. главой, Санѓедрина [см.] (Синедриона), второй — председателем суда (см.


читать далее >>
36 Зхут Авот

Зхут Авот

Зхут Авот (иврит. "заслуги отцов") — в иудаизме — представление о благоволении Бога к сыновьям за заслуги отцов, к потомкам — за заслуги предков. Понятие "Зхут Авот" неразрывно связано с представлением о воздаянии, а также о Промысле Божьем — как универсальном (см. Ѓанѓаха), так и индивидуальном (см. Ѓашгаха пратит). Формирование и эволюция понятия "Зхут Авот" неотделимы также от идеи коллективной (родовой, народной, общечеловеческой) и индивидуальной ответственности людей перед Богом и историей, перед потомством и грядущим миром.


читать далее >>
<