Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Вайшешика



Изображение: 
Вайшешика

Вайшешика. Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада (он же Улука), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи.

Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны - дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (всеобщность), вишеша (особенность), самавая (присущность), и одна отрицательная - абхава (небытие). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Субстанция несет в себе качество, которое не существует вне нее и не проявляет какой-либо активности; она определяет природу вещей. Вайшешика определяет 24 качества.

Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие манаса. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую все элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.

В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Школа сотрудничала с ньяей, в связи с чем существует выражение ньяя-вайшешика. Опираясь на логику, вайшешика исследовала множество проблем и предложила свои модели. В учении о языке утверждается, что звуки, слова обладают скрытой сакральной сущностью, которая воспринимается и передается другому только в процессе прямого, непосредственного общения, т.к. относится к виду невербальной информации. Речь в ритуале считается каналом общения с богами. Разработаны учения о соответствии имен атрибутам вещей и явлений, о тайных силах (ад-ришта), об атомоподобных образованиях (ану), их соединениях, о мировой душе (параматман), о дискретности времени. Переход от одного момента (кшана) к другому объясняется инерцией. Правильное познание, основанное на восприятии, памяти, интуиции и выводе, противопоставляется неправильному познанию, основанному на сновидениях, сомнении, ошибках или на неведении, выражающемся в недоумении. Причины разделяют на присущие (самавая), неприсущие (асамавая), инструментальные (нимитта). Целое зависит от частей. При познании постигается истинная внешняя реальность постигаемого объекта. Самопознание есть форма познания. Пространство имеет два аспекта: физический (акаша) и математический (дик). Душа вне тела бессознательна, бесчувственна (дашанават). Из глаз исходят лучи, «схватывающие» объект и передающие душе подлинную информацию о нем. Описаны космические циклы (кальпа) существования вселенной. Определены семь философских категорий, семь видов реальности (падартха): субстанция положительная (дравья), реально существующая; субстанция отрицательная (абхава) как небытие чего-либо; особенность (вишеша) как причина разнообразия мира; присущность (самавая), без которой вещь перестает быть собою; качество (гуна) материальное, идеальное или духовное; всеобщность (саманья); действие (карма) как перемещение или ненаблюдаемая функция ума. К субстанциям относят землю (притхиви), воду (ап), огонь (теджас), воздух (вайю) эфир (акаша), пространство (дик), время (кала), душу (атман), ум (манас). В учениях вайшешики присутствуют бог, субстанциальная неуничтожимая душа, независимая самостоятельная реальность, атомизм и спонтанность процессов, которая соответствует саморазвитию. Цель практики в вайшешике — познание, приносящее блаженство и освобождение. Расцвет школы относят к V—XII вв.

Синонимы: Аулукья.




Теги: ,

<