Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Зиусудра



Изображение: 
Зиусудра

Зиусудра (шумер. "нашедший жизнь долгих дней" — в значении "нашедший бессмертие") — главный герой шумерского сказания о Всемирном потопе, или "Сказания о Зиусудре" (по первой уцелевшей строке — "Истребление моих человеков...", 3 тыс. до н. э.; клинописная табличка из Ниппурской коллекции опубликована А. Пёбелем в 1914; расшифрована спустя несколько десятилетий). Это сказание представляет собой самую древнюю по времени письменную фиксацию сюжета, находящего яркую типологическую параллель в Библии, точнее в Торе, в Книге Бытия. Зиусудра — герой, спасшийся во время Потопа и получивший в дар от богов бессмертие. Зиусудра — сын мудреца Шуруппака (под его именем дошел целый сборник поучений) и царь города, названного именем его отца, этот город основавшего. Согласно тексту, Зиусудра также отличался мудростью и почтением к богам. Известие о предстоящем Потопе Зиусудра получает из уст бога мудрости и устроителя цивилизации Энки, который, в отличие от Бога Библии, не прямо предупреждает праведника (а через него, согласно Аггаде [см.], все человечество), но выдает тайну решения, принятого на совете богов, стене дома или храма (чтобы формально остаться верным клятве неразглашения тайны): "Край стенки слева, ну-ка, послушай! // Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово! // Будь внимателен к моим наставленьям!" (перевод В. К. Афанасьевой). За стеной же оказывается Зиусудра, слышащий совет Энки о том, как построить огромный корабль (прототип библейского Ноева ковчега; однако параметры корабля Зиусудры не сохранились на единственной дошедшей клинописной табличке). Следуя совету Энки, Зиусудра спасается со своей семьей, представителями всех животных и растений во время Потопа, который длится семь дней и семь ночей. После Потопа боги даруют ему и его жене вечную жизнь и поселяют их на блаженном острове Дильмун (Тильмун; прототип библейского Эдема; см. Ган Эден, Тора). Шумерский миф о Зиусудре оказал влияние на две аккадские (вавилонские) версии сюжета о Потопе (конец 3—2 тыс. до н. э.): сказание об Атрахасисе и Ут-Напишти (имя последнего является аккадской калькой имени "Зиусудра", а рассказ о нем включен в качестве органичной составляющей в эпос о Гильгамеше). Несомненно также то, что Зиусудра оказывается древнейшим прототипом библейского Ноя (см. Ноах); однако в Библии влияние шумерского сюжета, подвергающегося кардинальному переосмыслению, является не прямым, но опосредованным. Сюжет о Зиусудре сохранился также в пересказах сочинений писавшего по-гречески историка Бероса (4—3 вв. до н. э.), в изложении которого появляются новые нюансы: Ксисутрос (греч. передача имени "Зиусудра"), царь Касисадра, предупрежден о Потопе Кроносом (Кроном), который повелевает герою до начала Потопа составить исчерпывающий список названий (вероятно, аналог шумерских ме — "сутей", или атрибутов цивилизации) всех вещей и закопать эти таблички в Сиппаре (Шуруппаке), чтобы после Потопа не забыть эти знания и передать их людям. Миф о Ксисутросе поэтически обработан И. А. Буниным в стихотворении "Потоп" ("Когда ковчег был кончен и наполнен...") с подзаголовком "Халдейские мифы" (русский поэт учел и содержание уже известных к этому времени вавилонских версий). На русский язык "Сказание о Зиусудре" ("Истребление моих человеков...") переведено и прокомментировано известной исследовательницей и переводчицей шумерских и аккадских текстов В. К. Афанасьевой (От начала начал: антология шумерской поэзии. — СПб., 1997).

См. также Ной, Всемирный потоп, Тора.

Г. В. Синило




Теги: ,

<